Крестный ход
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Крестный ход


Снова девятая пятница после Пасхи. А с ней – поток народа, движущийся по центральным улицам Курска словно река. То тут, то там раздаются песнопения: «Покрый нас от всякаго зла»... Звон храмовых колоколов и небесно-голубые облачения священников. Традиционный крестный ход с иконой Божией Матери  Курская Коренная. Его история похожа на человеческую судьбу.    
До революции крестный ход был настолько большим и известным, что попал на полотно самого Ильи Репина. После событий 1917 года запрещен и восстановлен только в 1991-м. Однако, по воспоминаниям курян и архивным документам, остававшимся долгое время секретными, запрет соблюдался не всегда.

Зарок Богородице
Курянка Нина Петропелюк родилась в православной семье, чтившей церковные традиции даже в советское время.
– Мама часто рассказывала о том, как после Великой Отечественной стала участницей крестного хода из Курска в Коренную пустынь, – говорит Нина Петропелюк. – Молитвенное шествие организовывали два брата. На фронте один из мужчин молился Богородице и дал обет: выживет – будет ходить летом до Коренной крестным ходом.
По воспоминаниям, икона, которую несли братья во главе хода, была довольно большой и тоже Богородичной, так как «Курскую-Коренную» к тому времени уже давно  вывезли за границу.
Добравшись пешком до местечка Свобода, верующие шли к сохранившемуся на территории разрушенного монастыря источнику, где пили воду.
– Паломников было так много, что родник вычерпывался до дна, но людей это не останавливало и они продолжали употреблять смесь глины с водой, – рассказывает Нина.

Путь к колодцу
Информация о двух братьях – организаторах крестных ходов есть и в отчетах уполномоченных Совета  по делам русской православной церкви Курского облисполкома. Эти документы были засекречены, но постепенно гриф сняли.
– Большая икона была одна, ее несли два молодых человека, – пишет уполномоченный. –  Одному на вид примерно 25 лет, другому – 16-17, говорят, что это братья. Они носят икону уже третий год.
По отчетам, крестные ходы совершались и во время Великой Отечественной. К примеру, в записке 1944 года уполномоченный называет святой источник «колодцем» и подмечает, что шествие двигалось к нему:
– В Курске в так называемый у верующих день «9-я Пятница» существовал обычай ходить с крестным ходом из города в Коренную пустынь к колодцу. Так и в этот год после богослужения народ без священников, доставший где-то иконы, цветы, стихийно двинулся из центра в Коренную пустынь. Группы народа образовали шествие, в котором приняли участие не менее 2000 человек…
В отчете уполномоченного от 27 июня 1954 года сказано:
«Из Курска в течение двух часов пошло 10 тысяч человек. На привале в селе Долгом к ним присоединились еще пять тысяч. Таким образом, их оказалось 15 тысяч. Идут с пением, встречающие подходят к процессии сами и ведут за собой малых детей – прикладываться к иконе. Они хватаются за образ, проходят под ним. То же самое проделывают дети, причем самостоятельно. В процессии почти исключительно одни женщины, среди них очень много юных девушек»…
До революции существовал благочестивый обычай – незамужние особы всегда принимали участие в крестном ходе с иконой Божией Матери «Курская Коренная», умоляя Богородицу о даровании им достойных женихов. Выходит так, что традиция не была забыта и в годы атеизма.

Девять дней в пути
Уполномоченный упоминает о случаях, когда страдающие какими-либо заболеваниями люди обращались к святыне с мольбами об исцелении:
– Шествие третий год приходит к больнице, чтобы пациенты прикладывались к иконе. Одну больную вынесли на носилках и положили под деревом. Когда люди подошли, она попросила поднести икону и приложилась к ней.
Составитель отчета сообщает и о том, как к крестному ходу добирались паломники из других городов:
– Один старик шел из Тулы девять дней... Была группа, которая добиралась пешком из Москвы.
В отчете также рассказывается о том, как богоборцы засыпали источник, чтобы верующие к нему не ходили:
– За несколько дней до крестного хода в колодец брошен большой камень и засыпана речная галька. Две женщины пробрались к нему ночью и полностью очистили.
Несмотря на неискоренимую веру народа традиция проведения крестных ходов все же постепенно угасла, но возродилась вновь в 90-е годы XX столетия. И это несмотря на то, что от монастыря остались руины, а святые источники засыпались и бетонировались.
О том, как возрождался крестный ход с «Курской Коренной», можно увидеть на снимках курского фотографа Геннадия Бодрова. К сожалению, Геннадия нет в живых. Фотоснимки курянина словно возвращают в те непростые времена, когда монастырь еще разрушен, источники не благоустроены, но уже было желание верить и совершать ради этого маленькие подвиги.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...