Татьяна Миловидова – о музыке и не только
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Татьяна Миловидова – о музыке и не только


На днях свой юбилей отметила заместитель директора ДШИ №5 Татьяна Миловидова. Татьяна Васильевна – человек творческий, она не только учит ребят играть на  скрипке, но и руководит камерным оркестром «Дивертисмент», занимается административной работой,  пишет стихи и музыку, фотографирует, моделирует одежду, проектирует ландшафты. В День учителя у Татьяны Миловидовой в школе искусств пройдет юбилейный вечер. Сегодня она – гость нашего номера.
    
— Татьяна Васильевна, чем для вас знаменателен этот год, кроме личного юбилея?
— 40 лет моей творческой деятельности: из них 25 лет являюсь заместителем директора ДШИ № 5, руководителем детского камерного оркестра «Дивертисмент».
— А как же все начиналось?
— Я родилась в послевоенное время. Моя мама очень хотела дать нам с братом разностороннее образование, музыка была частью ее мечты. Выбор пал на скрипку, о чем я сейчас нисколько не жалею. Я успешно закончила школу, и когда встал вопрос о выборе профессии, поняла, что с этим инструментом сроднилась и идти по другой стезе уже не могу. Поступила в Курское музыкальное училище, на 3 курсе меня пригласили работать в родную музыкальную школу № 2, после окончания распределили в Суджанское музыкальное училище.
— Со среднеспециальным образованием?
— Была нехватка кадров. Но летом 1975 года, как раз в знаменательную для Курской области дату 23 августа, я сочеталась браком со своим супругом Владимиром Федоровичем и начала преподавать в музыкальной школе № 5. Это настоящая кузница кадров: здесь работали директор ДШИ № 1 имени Свиридова Лариса Широбокова, директор ДШИ № 4 Владимир Харсеев, ныне покинувший нас директор ДШИ № 2 Иван Гринев — в этом учебном заведении меня и взрастили как управленческий кадр! Сначала заведовала струнно-смычковым отделением, а потом уже стала и заместителем директора.
— Как создавался камерный оркестр?
— Он всегда был. Многие годы (а в 2014-м мы отметим 50-летие школы) у нас трудились высокопрофессиональные музыканты Лидия Самуиловна Пономарева, Василий Андреевич Баскаков — преподаватели Курского музыкального училища. Они имели большой опыт работы с ансамблями, оркестром, и я брала на вооружение их методику коллективного музицирования. Много мне дал и педагог музыкального училища по классу оркестра Федор Васильевич Гольцев. Он был строгим преподавателем, и школу мы прошли хорошую. Я с благодарностью ходила к нему не только в оркестр, но и в народный хор методического центра.
— Этот коллектив исполнял его песни?
— И его, и народные, и авторские. Хор всегда выступал на концертных площадках города и области. Мы пели с удовольствием, все это было профессионально — никакой самодеятельности! Буквально через год я стала руководить оркестром и не бросаю это дело уже четверть века. Коллектив ведет большую концертную деятельность, а внутри оркестра есть группы — ансамбли скрипачей, виолончелистов — лауреаты городских, областных и российских конкурсов.
— Что вы можете сказать о нашей системе музыкального образования?
— За эти 40 лет мне как педагогу пришлось пройти большую творческую жизнь. Наша система музыкального обучения, организованная Дмитрием Кабалевским, — самая лучшая в мире. Она очень дорогостоящая, но такой нигде больше нет. Юный музыкант имеет оркестровый, ансамблевый классы, сольфеджио, музыкальную литературу… За границей, как правило, — одна муниципальная школа в городе, и все остальное — частным образом. Я знакома со многими музыкантами, которые работают за рубежом, — все хвалят российскую комплексную систему обучения. Наше образование снабдило мир ведущими специалистами. Япония, Китай, Америка, Израиль, Германия — везде преподают музыканты русской исполнительской школы. Согласно новому Закону об образовании мы приобрели статус школы, реализующей две программы: художественно-эстетическую и дополнительную предпрофессиональную. Последнее направление должно стать приоритетным.
— Учитывая ваш опыт, что вы можете сказать о современных детях с их «клиповым» сознанием? Сказывается ли это на обучении?
— Конечно, перестроечные годы отразились на судьбе всего нашего государства, в том числе и на воспитании юных. Акцент тогда делался на финансовую обеспеченность — ее мы достигли, но потеряли духовное наследие… С одной стороны, мы должны идти в ногу со временем, работать с интернетом. С другой — сохранить ценность духовного общения учителя и ученика. Во время урока можно привлечь интернет-ресурс и прослушать какие-то варианты, но музыкантский слух это коробит: исполнение, прошедшее через интернет, испытало столько преломлений, что звучит искаженно. Ведь 70 процентов впечатления от музыки дает личность исполнителя, а здесь нет общения музыканта с публикой. Поэтому мы обязательно посещаем концерты профессиональных российских и зарубежных исполнителей, приглашаем на свои концерты не только детей нашей школы, но и соседних общеобразовательных: с ними у нас очень тесные контакты. Мы должны воспитывать высокообразованного любителя классической музыки, балета, живописи. Сейчас в корне меняется взгляд на обучение, которое должно не только обеспечивать уровень знаний, главное — развивать юных музыкантов.
— Что это значит?
— Мы отказались от трактовки, что ученик — это сосуд, который надо наполнить. Мы, скорее, за другую пословицу: не надо давать человеку рыбку — надо вооружить его удочкой. Развивающее обучение — это паритетные отношения: учитель и ученики вместе каждый урок заново открывают мир, видят проблемы, вместе их решают, чтобы ребенок, уходя с урока, говорил: «Эврика! Я сделал столько открытий!»
— Расскажите, пожалуйста, о ваших самых выдающихся воспитанниках.
— Вершиной моего педагогического творчества стала Елена Куликова, которая окончила школу при Российской академии музыки имени Гнесиных, затем — Московскую консерваторию имени Чайковского, и сейчас она — артистка государственного академического симфонического оркестра России имени Светланова. Она уже объездила весь мир, я часто вижу ее по телевизору. Много состоявшихся музыкантов — скрипачи и виолончелисты моего оркестра. Многих из них я привлекала в качестве солистов. Это им нравилось, и остальные оркестранты за ними тянулись. Мои ученики играют в Русском камерном оркестре — это Ирина Романова (Сорокина), в симфоническом оркестре нашей филармонии — Лилия Чернышова (Никулина). Игорь Петров и Надежда Гордеева — выпускники нашей школы, окончившие лучшие музыкальные вузы России, известные в Курске исполнители, первый опыт ансамблевого музицирования получили у меня в классе камерного ансамбля. Они неоднократно становились лауреатами региональных конкурсов.
— Татьяна Васильевна, а вы не пробовали сочинять музыку сами?
— Пишу детские песни, пьесы для ансамбля скрипачей, участвовала в конкурсе на гимн Курска и вошла в тройку лучших. На моем творческом вечере гимн любимому городу будет исполнять артист концертно-творческого центра «Звездный» Александр Скороходов.
— А оркестровые произведения?
— В основном делаю инструментовки других композиторов. Могу, например, взять произведение для соло скрипки, виолончели или фортепиано и переложить для своего оркестра.
— Но вы сами — играющий педагог?
— Да. Играю со своим коллективом, камерным ансамблем преподавателей отделения, который неоднократно становился победителем конкурса исполнительского мастерства «Камертон».
— Вы человек творческий. Расскажите, пожалуйста, о других своих увлечениях.
— Может быть, это далось мне с детства: уже в школьном возрасте я сочиняла четверостишия, а потом появилось такое хобби — писать эпиграммы, поздравления знакомым, родным и близким. Есть у меня стихи на лирические, музыкальные темы, короткие зарисовки, навеянные музыкой Сергея Прокофьева из его «Детского альбома»:
Вечер

Багряный солнца шар исчез за горизонтом.
Вот сумерки тихонько в дом вползают…
Волшебник Вечер делает обход
И первую звезду на небе зажигает.
Прогулка

А солнце выше, выше… И вдруг, ворвавшись в спальню,
Командует: скорее ты открывай глаза.
Зовет скворец на ветке на воздух, на прогулку,
Ведь даже на тропинке уж высохла роса.
Тарантелла

В вихре танца все кружится —
Небо, крыши и дома.
И мелькают лица, лица,
И деревья, и толпа.
Кастаньеты, бубен, флейта,
Скрипка страстно, смело пела.
И стремительно летела
Тарантелла, тарантелла.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...