Ирина Стародубцева: Меня вела моя настойчивость
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Нынешней весной Юго-Западный госуниверситет отпразднует 50-летие. Бывший «политех» приобрел статус классического университета несколько лет назад, здесь открыты новые факультеты.    
Под «крылом» одного из них – лингвистики и межкультурной коммуникации – появилась самая молодая и самая, наверное, нетипичная для этого учебного заведения кафедра вокального искусства.
О том, как в бывшем техническом вузе теперь готовят певцов и певиц, наш корреспондент беседует с и.о. заведующего кафедрой, заслуженной артисткой РФ, профессором кафедры вокального искусства Ириной СТАРОДУБЦЕВОЙ и старшим преподавателем Виктором НОРЦОВЫМ.
— Ирина Филипповна, сначала все-таки давайте напомним читателям, как складывался ваш творческий путь.
— Артисткой я хотела стать с детства и никем другим себя до сих пор не представляю. Когда-то я даже коллекционировала портреты наших советских актрис. Это действительно были одаренные личности, не похожие друг на друга: мы никогда не путали Целиковскую с Быстрицкой или Маркову с кем-то еще. Я воспитывалась на советском кино и песнях, любила передачу «В рабочий полдень», где исполнялись не только эстрадные произведения, но и классические, обожала слушать Русланову: у нас с братом была няня Катя, которая очень любила руслановские песни… В нашей семье ни одно застолье не обходилось без русских и украинских народных песен.
Родители отдали меня в музыкальную школу, потом я попала в музучилище. Причем по баллам я оказалась… самой худшей! Но у меня всегда были любовь к музыке и любопытство к тому, чего можно достичь. Кстати, в то время наша филармония еще не имела своего зала, и практически все лучшие концерты проходили в зале музыкального училища — там играли Рихтер, Гилельс, Могилевский, пели сестры Лисициан, Эйзен, Райков…
— Вы вначале учились на теоретика…
— Петь я любила всегда. Но наша советская школа считала, что профессионально заниматься пением надо только начиная с 20–22 лет. И это очень обидно: думаю, многим девушкам того периода пришлось расстаться с карьерой певицы, и, наверное, только такие настойчивые, как я, волею судьбы приходили к пению. Я поступила на историко-теоретическое отделение, но на вокальный класс к Людмиле Переверзевой ходила всегда с удовольствием. И «мучила» я ее здорово, потому что приходила практически каждый день и даже по нескольку раз — так я прошла почти весь сопрановый репертуар, который должна знать певица, уже закончившая консерваторию…
В Саратовскую консерваторию поступила опять же не на вокальный факультет, потому что мне не было 20 лет. Но когда я пришла к заслуженному деятелю искусств Леониду Зотову, он сказал: «Вот эта будет звездой!»…
Через некоторое время после окончания консерватории я решила побывать в Москве и пройти стажировку у самых лучших, ведущих педагогов. По сольному пению попала ко второй жене великого Лемешева — Вере Николаевне, которая была в свое время лучшей исполнительницей роли Татьяны в «Евгении Онегине» (тогда ей было уже за 70, но я никогда не забуду ее большие голубые глаза, осанку балерины, мягкую речь, а ее квартира была настоящим музеем Лемешева). А концертмейстером у меня был Важа Чачава — считаю, самый лучший в России в то время.
Следующим моим этапом была стажировка в Германии у американской оперной певицы, которая затем предложила остаться, подготовить партии для Мюнхенского и Берлинского оперных театров. Но у меня уже был маленький сын. Приехав домой и посмотрев в глаза моим любимым мужчинам, я не смогла позволить себе бросить семью и уехать…
— Но это только одна сторона вашего творчества.
— Многие просили у меня помощи и совета: как это спеть, почему не получается? Один раз дала совет, второй, третий… В России, за границей… И буквально после одного-двух замечаний у людей начинало все получаться! Тут уже я начала задумываться: а не начать ли заниматься педагогикой? И наступило время, когда мы уже точно решили никуда не уезжать из Курска, остаться здесь — значит, надо было осуществлять мечту в своем городе! Поработав какое-то время в музыкальном колледже имени Свиридова как педагог-вокалист, в педколледже, я подумала: а почему бы не открыть свое дело? Но когда у тебя нет за спиной миллионера или хотя бы людей, которые бы это понимали, тем более в провинции, все не так-то просто, а вот попробовать организовать все на государственной почве… Все случилось очень неожиданно!
— Расскажите, пожалуйста, как же в бывшем политехническом институте появилось такое невиданное новшество, как кафедра вокального искусства.
Виктор НОРЦОВ: Это самая молодая кафедра в университете, а ее «мамой» является заслуженная артистка России Ирина Стародубцева.
Ирина СТАРОДУБЦЕВА: Меня всегда занимал вопрос: почему в нашем соловьином крае мало внимания уделяется академическому пению? Это, наверное, воля провидения: однажды на Троицу в Коренной пустыни ректор ЮЗГУ Сергей Емельянов, услышав о моей мечте, сказал: «Приходи!» Через четыре дня мы уже обсуждали планы, а в ноябре 2011 года в Москве была подписана лицензия на открытие бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Вокальное искусство». Разработку учебной документации мы начинали вдвоем с Ларисой Таракановой, в 2012 году к нам присоединились кандидат искусствоведения доцент Елена Кирносова, заслуженный деятель искусств РФ Григорий Львович, лауреат международных и всероссийских конкурсов Ольга Едемская. Кафедра и сейчас продолжает пополняться профессиональными кадрами.
— Как вас встретил ЮЗГУ?
И.С.: Очень доброжелательно. Нас включили в состав факультета лингвистики и межкультурной коммуникации, который возглавляет почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор филологических наук, профессор Наталья Боженкова — прекрасный руководитель, отлично разбирающийся во всех вопросах.
В.Н.: За очень короткий срок кафедра получила прекрасно оборудованные аудитории, есть все необходимое для проведения полноценных занятий. Надеемся, что и концертный зал, пусть небольшой, но скоро появится — проект уже существует. Музыка не производит никаких материальных благ, но она приносит неоценимый духовный результат… Наш ректор Сергей Геннадьевич не побоялся начать это большое и серьезное дело. Перспективы у нас хорошие.
— Расскажите о кафедре поподробнее.
И.С.: Кафедра готовит бакалавров и магистров. Опыт моей концертной, гастрольной и педагогической деятельности показывает: прежняя система обучения не совсем подходит для нынешнего времени. В новых стандартах есть много плюсов, они расширяют будущую сферу применения полученных знаний. После четырех лет бакалавриата наши выпускники могут быть солистами-вокалистами, преподавателями, руководителями ансамблей, работать в организациях, занимающихся вопросами культуры и музыкального образования. Огромная палитра! Выбирай что по душе! Кстати, сегодня можно расширять свои связи, обучаясь за границей. Студент, хорошо знающий материал и прошедший тестирование по иностранному языку, может при участии ЮЗГУ учиться и в другой стране, например, в Германии. Для усовершенствования знаний иностранных языков есть дополнительные курсы.
— Кто же поступает к вам на кафедру?
И.С.: К нам приходят люди, понимающие: чтобы чего-то добиться, надо каждый день до седьмого, а то и до двадцатого пота заниматься. Нам всего полтора года, но практически все студенты — уже лауреаты и дипломанты международных и всероссийских вокальных конкурсов. Это, конечно, еще не конкурсы имени Чайковского или Глинки, но похвастать есть чем: в прошлом году наша студентка-магистр Наталья Булгакова стала дипломантом международного конкурса музыки Рахманинова в Санкт-Петербурге. Причем не только она, но и преподаватель нашей кафедры Лариса Тараканова. А ведь участников было много, и комиссия очень строгая.
— К вам поступают иногородние?
И.С.: Да, и с удовольствием. Так через интернет о нас узнала Ксения Матюхина из Рязани. Она солистка Рязанского музыкального театра, хотя вначале окончила экономическое отделение Рязанского университета. В искусстве часто так бывает: например, Ирина Архипова пришла в мир музыки из архитектурного вуза. Уже второй год к нам поступают орловчане.
— Как идет развитие кафедры?
И.С.: У нас появилась лаборатория оперно-концертного творчества, которую возглавляет Григорий Львович, — заслуженный деятель искусств РФ, дирижер с богатейшим опытом. А планов у нас громадьё! (как тут Маяковского не вспомнить?).
— Расскажите о вашей концертной деятельности.
В.Н.: В преддверии Дня Победы мы побывали в лицее-интернате № 1, в школе-интернате № 2, был у нас и концерт «Годы, опаленные войной» в университете. В октябре ездили вместе с Фондом мира на благотворительно-просветительский концерт в Суджанскую школу-интернат, в ноябре — в Железногорскую детскую хоровую школу имени Струве. А в декабре мы провели концерт в ЮЗГУ. Культурно-просветительская работа — одна из форм подготовки выпускников кафедры.
— На кафедре ведется научная работа?
И.С.: Мы за 2012–2013 годы подготовили и опубликовали около 30 работ. Преподаватели и студенты — постоянные участники научно-образовательных, всероссийских студенческих научно-практических конференций. В 2013 году кафедра участвовала в этнолингвокультурном фестивале образовательных учреждений РФ «История России в радуге культур», организатором которого стал факультет лингвистики и межкультурной коммуникации. Кафедра не только вносит значительный вклад в формирование нового образовательного пространства ЮЗГУ, но и способствует реализации творческого потенциала одаренной молодежи нашего региона и всей России.
— Ирина Филипповна, недавно вы вернулись из Китая. Поделитесь впечатлениями с читателями?
— В прошлом году я впервые побывала там на гастролях. Так что это уже второй раз. Я не люблю ездить как турист, когда тебе показывают только самое хорошее, — интереснее смотреть жизнь страны изнутри. В этом году за три недели объехала практически весь Китай — и на Тянь-Шане мы были, и на границе с Монголией и Пакистаном, то есть повидали такое, что, наверное, ни один из туристов не увидел бы. Страна контрастов! Посмотрев ее, больше ценишь свою родину. Мы живем все-таки в более комфортных условиях, чем китайцы.
— А можно поподробнее?
— У них нет маленьких городов, зато есть колхозы. А в северной части можно увидеть лохматых коров, стада овец, я видела даже верблюдов! Но земля, на которой они живут, — это какой-то мелкий песок, бескрайние заснеженные поля, а такие дома, как в китайских деревнях, я видела только в предвоенных хрониках. Но страна быстро развивается. Буквально в шаге от глиняных клетушек строятся 20-30-этажные здания. Причем, все дома, как и у нас на проспекте Победы, практически одинаковые, но один непременно будет желтого цвета, другой — красно-белый… Люди стараются создать себе какую-то радость. У них отличные концертные залы: красивое убранство, хорошая аппаратура, звук. Китайцы очень приветливы, они уважают твой труд, с удовольствием слушают, после концерта обязательно хотят с тобой сфотографироваться, представиться и по национальности: например, у нас последний концерт был там, где живут уйгуры — маленький народ, но они очень гордятся своей нацией, держат марку.
— Какая зима в Китае?
— Мягкая. Снег чуть-чуть покрывает землю, а температура в основном — от — 3 до + 3, но из-за того, что мало растительности и почва такая странная, очень пыльно. В эту поездку как никогда ощущался какой-то смог. Практически не было ни одного дня, чтобы он исчез, рассеялся. Все время — в какой-то пелене. Что в городе, что в дороге…
— Вы пели на русском языке?
— В прошлом и в этом году я пела две песни на китайском. После первых двух фраз все начинали аплодировать. Эти песни мне помогали разучивать три китайца, которые работают в ЮЗГУ. Музыка эта приближена к европейской. Первая песня называлась «Китай» — это что-то вроде «Широка страна моя родная»: «Какой красивый Китай, когда приходит весна, расцветают цветы…» — ее поет жена главы государства, она певица, а вторая — поздравление с Новым годом.
— В Китае отмечают европейский Новый год?
— У них нет такого праздничного застолья, как у нас. Я так понимаю, они все ждут своего Нового года. Мы-то отмечали — однозначно, в гостинице был праздничный ужин. Однако у них везде наряжены елки: искусственные или в кадках — и другие деревья: с сосульками, шариками, лампочками, рядом с елками — надувные герои мультиков, все сверкает и переливается, но Деда Мороза со Снегурочкой я не видела.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...