Детсад и школа: что нового?
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Детсад и школа: что нового?


Перемены в сферу образования внес новый федеральный закон. О том, как обстоят дела в Курске, рассказал председатель городского комитета образования Сергей БЕЛКИН.    
– Сергей Иванович, с 1 января вступили в силу уже все нормы нового закона об образовании. Стоит ли ждать каких-либо перемен в связи с этим?
– В целом регулирование таких уровней образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, принципиальных изменений не претерпело. Закон объединил их под понятием «общее образование». Новым является признание за дошкольным образованием статуса уровня образования. В октябре 2013 года принят федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, теперь учреждения вправе самостоятельно (и бесплатно!) выдавать документы об обучении. По словам директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяны Волосовец, которая является одним из разработчиков, стандарт дошкольного образования нацелен именно на общее развитие ребенка, на развитие его личностных качеств. Чтобы ребенок стал добрым, внимательным, ласковым к своим родителям, внимательным ко всему окружающему, в том числе к природе, чтобы малыш мог без проблем общаться со своими друзьями и с окружающими взрослыми.
За содержание ребенка в дошкольных учреждениях Курским городским собранием принята фиксированная родительская плата. С сентября 2013 года действует электронная очередь для постановки и зачисления детей в детские сады. О том, как нужно действовать в Интернете, мы рассказывали в одном из номеров «ГИ».
В соответствии со ст. 64 родители имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
– А в школе что нового?
– Ряд изменений коснулся статуса образовательных учреждений. Законом  установлены следующие типы:  дошкольная образовательная организация и общеобразовательная организация. В документе отсутствует упоминание о лицеях и гимназиях, правовое регулирование их особого статуса. Такое «исчезновение» лицеев и гимназий зачастую трактуется как то, что государство якобы отказывается от программ повышенного уровня, однако это не так. Статус учреждения как такового (лицей это или же гимназия) более не играет роли в вопросах финансового обеспечения оказания этим учреждением тех или иных услуг. Главное – включены ли ему в задание общеобразовательные программы повышенного уровня (и финансируемые по повышенным нормативам). Ну, а в привычном для нас с вами смысле хочу успокоить – гимназии и лицеи в нашем городе сохранятся. Кроме того, закон предписывает информационную прозрачность в сфере образования, установлены требования к сайтам образовательных организаций.
– В статье 16 закреплена норма обучения школьников с применением дистанционных образовательных технологий. Насколько широко это внедряется в школах города?
– В  Курске для обучения детей с повышенной учебной мотивацией функционируют 4 центра дистанционного обучения, всеми школами получены программные продукты для обеспечения удаленного подключения школ к видео-конференц-связи. Восемь школ осуществляют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных образовательных технологий. В этом учебном году в дистанционных центрах обучаются 87 детей-инвалидов. Семерым детям, окончившим школу в 2013 году и продолжившим обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, оборудование для дистанционного обучения передано в дар. В городе начата работа по функционированию муниципальной сети дистанционного обучения. 3 декабря гимназией №25 проведено первое занятие, такие уроки теперь будут проводиться регулярно.
– Один из показателей качества образования – результаты предметных олимпиад. Что вы можете сказать о них?
– В рамках Всероссийской олимпиады школьников в Курске прошли два этапа олимпиад: школьный и муниципальный. В муниципальном этапе по 24 предметам приняли участие более 2800 человек. Больше всего победителей в гимназии №44 – 10, лицее №6 – 9, школе №10 – 9, лицее №21 – 7, гимназии №4 — 6 человек, в гимназии №25, православной гимназии, школах №№5 и 7 – по 3 человека. Елена Комова (гимназия №4), Маргарита Мишустина (гимназия №44), Марк Зарецкий (лицей №6), Анна Стоянова (школа №10), Александр Цвиров (лицей №21) стали победителями муниципального этапа по двум и более предметам.
– Школы по новому закону могут воспользоваться своим правом по применению к учащимся мер дисциплинарного взыскания...
– К таким взысканиям относятся замечание, выговор, отчисление за неисполнение или нарушение устава, правил внутреннего распорядка, иных локальных нормативных актов. Сразу оговорюсь, что эти меры не применяются к обучающимся по программам дошкольного, начального общего образования, а также с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул. При выборе меры взыскания школой должна учитываться тяжесть проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.
– Читатели интересовались, в каких случаях можно закрывать учебное заведение. Как закон регулирует этот вопрос?
– Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации предусматривает соблюдение процедур, призванных ограничить произвольное субъективное принятие решения учредителем. Оно может быть принято лишь на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
– А споры с родителями как-то регулируются?
– Для таких случаев предусмотрено создание комиссии по урегулированию споров на паритетной основе. Она создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей несовершеннолетних, работников организации.
– Что нового принес закон непосредственно педагогам?
– В первую очередь, в законе признается особый статус педагогических работников в обществе.
Статьей 47 устанавливаются трудовые права и социальные гарантии работникам, а также решается ключевой вопрос состава рабочего времени педагогов. В него в зависимости от занимаемой должности включаются учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями, трудовым договором и индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
Данная норма окончательно разрешает заблуждения, возникавшие в связи с особенностями начисления заработной платы, согласно которым многие педагогические работники полагали, что к их обязанностям относится исключительно проведение аудиторных занятий в рамках нормы часов аудиторной нагрузки за ставку заработной платы. Вместе с тем было очевидно, что аудиторная нагрузка составляет лишь часть педагогической работы, и помимо проведения уроков у учителя есть масса внеурочных обязанностей.
Конечно, это далеко  не все аспекты нового закона. Комментарии к нему, разъяснения, изменения в Закон, новые законодательные акты издаются постоянно. Так, например, в своем послании 12 декабря 2013 года президент РФ сказал, что уже дано поручение предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение, начиная со следующего учебного года. Его результаты должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения.
Приказом Минобрнауки РФ  упраздняются золотая и серебряная медали «За особые успехи в учении», вводится аттестат о среднем общем образовании с отличием…
Теперь всем нам предстоит большая работа по реализации закона, созданию правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...