Тротуар для пешехода
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Тротуар для пешехода


Горожане, сетующие порой на состояние пешеходной части  некоторых улиц, конечно, не задумываются, что не столь давно тротуаров в городах не было вовсе...    
Первые булыжные мостовые появились в  Санкт-Петербурге еще в ХVIII веке. В 1714 году Петр I издал указ, в котором велел доставлять в город «дикий камень» для их строительства. 11 ноября 1816 года император Александр I утвердил «Постановление о тротуарах», которые должно было устраивать «из гранитных камней или плит» шириной два аршина (около 1,5 метра) по обеим сторонам улиц.  Цементно-бетонные плиты начали использовать для строительства тротуаров еще в конце ХIХ и начале ХХ веков. Первый асфальт в России появился в 1873 году.
Мой собеседник – сотрудник областного краеведческого музея Виктор СКЛЯРУК, который знает о нашем городе много такого, что не прочитаешь ни в одной книге.
– Виктор Исаевич,  нынешнее  понятие  «тротуар» регламентировано целым рядом документов. В Правилах    дорожного движения (ПДД) России, в частности, сказано, что «тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном».  Строительные нормы и правила (СНиП) уже трактуют его параметры и технологическое устройство в деталях.  То есть тротуарам в процессе градоустройства сегодня уделяется  все больше внимания. А как с этим было, скажем, 100 лет назад или еще раньше?
– В словаре Брокгауза и Ефрона (это начало ХХ века) говорится, что «…тротуар – часть улицы вдоль строений, предназначаемая для пешеходов, отделяемая от  проезжей части столбиками (тумбами) и выстилаемая досками, торцом, плитняком, асфальтом». И ни слова о том, что он должен быть поднят над проезжей частью улицы.
В 1925 году  «Временные строительные правила для городских поселений» Курского губисполкома» следующим образом оговаривали параметры тротуаров:  «Ширина пешеходной части… не может быть менее 3 метров для каждой из сторон… Выступать за красную черту крыльцами, ступенями наружных лестниц, колоннами, пилястрами и другими архитектурными украшениями разрешается не свыше чем на 0,35 метра… Выступающие на улицы за линию построек: балконы, эркеры, зонты и т.п. зданий, так же, как и поддерживающие их кронштейны, должны устраиваться так, чтобы под ними оставался свободный проход на всю ширину частей, выступающих за линию построек, высотой не менее 2,5 метров…». Не думаю, что нынешние градостроительные нормы изменились в либеральную сторону. Вспомните хотя бы крылечки многих наших магазинов, захватывающих тротуар едва ли не до половины его ширины.
– Опять ничего не говорится об уровне тротуара над проезжей частью. А вот в нынешних СниПах этот параметр определен точно – 15 сантиметров.
– На многих дореволюционных фотографиях Курска тротуары вдоль улицы Московской (Ленина) на том же уровне, что и  проезжая часть, но отделены от нее водосточной канавой, через которую перекинуты  деревянные мостки. Согласитесь – не менее эффективное решение. Или по Брокгаузу и Ефрону: столбики, каменные тумбы, которые  надежно ограждали тротуар от проезжей части. Такие же граненые столбики, но по одному, в старину были вкопаны у тех углов зданий, что примыкали к воротам, дабы колеса повозок не сбивали эти углы.
– Безусловно, тротуар на уровне проезжей части – гораздо менее затратное решение.
– Однако уже тогда в Курске их начали поднимать  над проезжей частью, чтобы пешеход не замочил ног, чтобы создать преграду для транспорта и, наконец, для удобства его содержания в чистоте. С внешней стороны тротуар окаймляется бортовым камнем – бордюром (московское название) или поребриком (петербургское).
– Чем мостили тротуарные поверхности в старом Курске?
– Не знаю, как их обустраивали в те времена, когда в Великом Новгороде делали знаменитые деревянные мостовые, а вот до революции – пережженным кирпичом, за прочность называемым в народе железняком. Укладывали его на щебень или  грунт, подсыпая песок. Работа была добросовестной: в старой части города мы, дети 1940-1950-х годов, играли в «классики», и банка из-под гуталина, не цепляясь за швы, перемещалась из класса в класс. И колесо прутиком гоняли – как оно ровно катилось по кирпичной кладке тротуара...
За состояние своего участка тротуара отвечал домовладелец. Поэтому около учреждений, у частных заведений они были выложены шестиугольной или квадратной рифленой плиткой из того же железняка или клинкером – высокопрочной плиткой из цементного сырья. Таким же было покрытие церковных папертей. Вблизи нынешнего Центрального рынка есть дорожка из чугунных квадратных плит, но это, вероятно, часть покрытия пола Покровской церкви, стоявшей на углу Луговой и Покровской улиц (Верхней Луговой и Большевиков) и снесенной в 1937 году. А на окраинах города и в слободах почти все тротуары были грунтовыми.
– Когда в Курске появился асфальт?
– По воспоминаниям краеведа Николая Логачева, еще до Великой Отечественной войны первый асфальт положили на Красной площади у памятника Ленину (близ новостройки Дома Советов) и на вещевом рынке (толкучке) на месте нынешнего Почтамта. Получается, что примерно на 50 лет позже, чем этот материал начали применять в России. Позже заасфальтировали улицы Ленина и Урицкого, тротуары по Дзержинского и Интернациональной, площади Красную и у Ямского вокзала.
– Откуда все же взялось само слово «тротуар»?
– В этимологическом словаре  Фасмера оно французского происхождения от trotter – «семенить». В толковом словаре  Ожегова – «идти частым мелким шагом». К этому можно подверстать и слово «фокстрот» – парный танец. Слово это из двух корней, переводится как «лисий шаг». Действительно, лиса бежит-семенит. Так что, хороший вопрос для   клуба «Что? Где? Когда?».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...