У каждого в сердце своя капоэйра
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
У каждого в сердце своя капоэйра


Когда мы слышим названия «бокс», «карате» или, к примеру, «сумо», то у каждого  возникают зрительные ассоциации с определенным сочетанием движений, приемов, атрибутов, элементов одежды.    
А что приходит вам на ум при слове «капоэйра»? В чем особенность этого боевого искусства и обучают ли ему в Курске?  «ГИ» удалось разыскать человека, который открыл у нас школу капоэйры. Он поведал о необычной смеси танца, игры, искусства и акробатики. Итак, знакомьтесь – Виктор по прозвищу Пиментао, что означает «перец».
Корреспондент «ГИ»: Виктор, капоэйру называют «запретным танцем», расскажите, почему?
Виктор: Это связано с историей происхождения  боевого искусства. Чернокожие рабы  пытались противостоять вооруженным охранникам. А для этого надо было иметь хорошую физическую  подготовку. Но любые попытки тренировок жестко пресекались рабовладельцами. А потому их необходимо было маскировать. Так и начал развиваться танец, который был своеобразной концентрацией обрядов и молитв и при этом оставался боевым искусством. Кстати, «капа» была запрещена вплоть до 30-х годов XX века, так как ее считали занятием бандитов, разбойников и мошенников, и небезосновательно: она стала одновременно и танцем, и оружием группировок подпольщиков и уличных банд. В Бразилии, к примеру, в некоторых местах к ней до сих пор относятся с некоей предосторожностью.  В 1930 году военный переворот изменил политическую ситуацию в стране. Капоэйра как проявление народной культуры оказалась в более благоприятном положении, став легитимным боевым искусством.
– В чем отличие афро-бразильского боевого искусства от всем известных восточных единоборств?
Виктор: Это совершенно иная система. Если восточные единоборства ставят целью как можно быстрее и эффективней вывести из строя противника, то в капоэйре все обстоит несколько иначе. Ведь во времена рабовладения у невольников в принципе  не было шансов одолеть вооруженную охрану. Поэтому необходимо было брать хитростью. Тогда капоэйра была намного жестче, преобладала больше ударная техника, нежели танцевальные движения и акробатические элементы. Кроме того, разница в том, что многие удары наносятся из положения лежа, сидя, что для остальных боевых искусств неприемлемо или отсутствует вовсе. Мы не спаррингуемся, не устраиваем поединки. Борьба больше похожа на своеобразную игру.
– Когда капоэйра пришла в Россию?
Виктор: Это случилось не так давно, в девяностые годы. Вначале о капоэйре писали статьи и заметки  в газетах, потом к нам стали приезжать мастера, в столице начали открываться первые школы. Позже этот вид боевого искусства распространился по всей России, в том числе  с ним познакомились в Курске. Сегодня он бурно развивается в Санкт -Петербурге. В северной столице находится одна из самых сильных школ  в стране.  
– Вы упомянули Курск. Как давно школа капоэйры организована у нас?
Виктор: В Курске она появилась сравнительно недавно. Я приехал сюда в 2012-м. Начал искать, где бы позаниматься самому. Но капоэйры здесь не оказалось. Связался со своим прежним тренером, и он посоветовал попробовать создать группу с нуля. И я взялся за дело. Достаточно сложно было найти подходящий зал для занятий. Но теперь у нас все прекрасно организовано.
– Какие качества воспитывает капоэйра в человеке?
Виктор: Первое, что приходит в голову, – хитрость. И это опять-таки связано с историей возникновения этого боевого искусства. С одной стороны,  важно стремление быть искренним, с другой — нужно помнить, что иногда обман необходим, чтобы спастись от  насилия или убийства. Этим принципом пользуются в бою. В целом же капоэйра учит быть открытым. Тем, кто ходит в нашу группу, становится легче общаться, так как во время игры мы учимся понимать человека на совершенно другом уровне.
– Но в любой игре должен быть победитель и побежденный. . .
Виктор:  У каждого есть шанс совершить ошибку. В капоэйре, как и  в жизни, люди могут сделать неправильный выбор, допустить оплошность. Является ли это безоговорочным поражением? Конечно нет. В капоэйре нет  абсолютного победителя.  Люди играют и не всегда все решает сила. Это как в шахматах – иногда для победы требуется несколько десятков ходов, чтобы изучить противника, выяснить его сильные и слабые стороны, а уже потом показывать свое превосходство. Тут недостаточно банально обезвредить соперника, превзойти его физически.
– Существует ли в капоэйре градация мастерства, как в карате? Есть пояса?
Виктор: Естественно есть, но у каждой группы может быть своя иерархия и свои цвета поясов. Проводится особая церемония посвящения новичков – батизаду. Нет четко регламентированной процедуры сдачи экзаменов на получение пояса того или иного цвета. Решение принимает тренер, следящий за успехами учеников. Церемония смены пояса называется – «Трока ди кордао».  Высшие же звания: инструктор, профессор, контра-местре, местре.

Отзывы учеников
Кира Быкова: Я начала заниматься  полгода назад. Мне всегда хотелось освоить какое-то боевое искусство. Но для меня важны изящность, красота, гибкость. И  капоэйра оказалась тем, что мне нужно. Это борьба хороша тем, что ею может заниматься любой человек.
Никита Гостев: Занимаюсь около полутора лет. Все началось с увлечения акробатикой: мне хотелось делать сальто, прыжки. Сначала занимался паркуром, но бросил из-за травмы и достаточно долгое время ничем подобным не увлекался. Позже наткнулся на информацию о капоэйре. Пытался повторять движения мастеров в видеороликах. Когда же  узнал, что в Курске существует секция, поход к тренеру не стал откладывать в долгий ящик. Я очень доволен.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...