Александр МАЛАХОВ: Возлюбленная дама – Фотография
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


По образованию инженер, в душе лирик, известный в нашем городе и далеко за его пределами фотограф Александр Малахов – сегодня гость «ГИ». Наш корреспондент встретилась с ним накануне юбилея, который он отметил на днях.    
Александра Михайловича  знаю давно. С тех самых пор, когда он застенчивым юношей перешагнул порог заводской многотиражки, где трудилась и я.
При газете долгие годы плодотворно работало литературное объединение «Спектр», члены которого раз в месяц печатались в нашей газете. Саша писал стихи, фантастические рассказы, а еще увлекался фотографией. Один из его снимков тех лет вместе со сборником стихов «Спектра» до сих хранится в моем архиве.
С фотоаппаратом он практически не расстается, потому что боится пропустить самый важный кадр. Фотографировать начал в подростковом возрасте – родные подарили 13-летнему мальчишке фотоаппарат, чтобы тому было чем заняться. Вот и занялся, как оказалось, на всю  жизнь.
На интервью он долго не соглашался, аргументируя это так: «Подумаешь, событие, юбилей одного из курских фотографов».
А потом по старой дружбе все же выкроил в плотном графике полчаса. Александр – человек разносторонний, беседовать с ним можно долго на самые разные темы, а цейтнот всегда дисциплинирует журналиста и мобилизует на блиц-вопросы.
– Александр Михайлович, первая фраза, которая вспомнилась при подготовке к интервью: учитель, научи ученика, чтобы потом было, у кого учиться. И исходя из нее – три вопроса. Первый: у кого ты сам учился? Второй – есть ли ученики? И третий – можно ли научиться мастерству?
– Самый лучший учитель – жизнь, у нее и набирался уму-разуму. Если помнишь, в годы нашей молодости никаких интернетов не было, а учебным пособием служили номера журналов «Советское фото», «Чешское фото». Очень многое почерпнул у замечательного мастера фотографии Геннадия Бодрова, зарубежных мастеров Йозефа Судека, Эдварда Уэстона.
Учеников нет, ибо думаю, что сам еще в стадии ученичества. Что касается мастерства, то оно приходит с опытом.
– Фотографов характеризуют как модных, культовых, интересных, самобытных, известных... Какое прилагательное подобрал бы ты?
– В начале прошлого века в одной из литературных гостиных вели интеллектуальный спор мастера слова – Грин, Олеша, Паустовский. Нужно было подобрать одно слово, которое метко и емко бы характеризовало вокзал. Победил мой тезка Александр Грин со словом «пронзительный». Думается, это прилагательное подходит не только к вокзалу, но и к фотографу тоже. Те же встречи, расставания, обретения, бурная и стремительная жизнь. Короткие мгновенья, которые нужно успеть «поймать» и запечатлеть.
– Всегда удается «поймать» нужное мгновенье?
– На сто процентов, конечно, нет. Но я стремлюсь к этому. Хотя, с другой стороны, смотря что понимать под словом «нужное». Фотография всегда имеет двойное звучание. И помимо первого восприятия есть еще то, что мастер стремится донести до зрителя. Фотография – это условный язык, который не требует перевода для тех, кто им владеет. Это визуальный язык, в котором много информации заключено в образах.
– Именно этот язык без всякого перевода помогает донести до людей, живущих в другой стране, красоту нашего края. Я имею в виду центр немецкой информации и культуры, который действует на базе Дома знаний вот уже 14 лет. И, помнится, с этим связана любопытная история...
– Все так. Создателями и учредителями центра выступили администрация города, общество «Знание», «Круг друзей Курск–Шпайер» и «Круг друзей Курск–Виттен». Приезжавший на открытие обер-бургомистр увидел мои работы, посвященные Шпайеру, и дал им высокую оценку, высказав пожелание, чтобы эти снимки увидели жители его родного города. Для завершения проекта нужны были снимки рождественского Шпайера, и меня пригласили в Германию. Так родился проект « От частного – к целому», где в 80 фотографиях в необычных для немцев ракурсах предстал их родной город. Выставка разместилась в зале ратуши и работала целый месяц.
– Признайся честно, трудно снимать артистов, музыкантов? Творческий люд такой капризный.
– Нет, совсем нетрудно. У нас в театре, в котором я служу вот уже 12 лет, замечательный творческий коллектив. Здесь изначально была задана очень высокая планка – для театра снимали такие мастера, как Геннадий Бодров, Виталий Сахн-Вальд, Олег Сизов. Передо мной стояла сложная задача – не снижать уровня качества съемки. Насколько это удалось,  судить зрителям.
Всегда стремлюсь найти что-то новое, что-то свое, уловить настрой игры, взгляд, жест, мимику, движение. Одним словом, передать всю гамму чувств, которую переживает артист на сцене.
Что касается, музыкантов, то доводилось работать на «Джазовой провинции», где было немало знаменитостей, в том числе и звезда – Ив Корнелиус. Она очень интересная женщина – профессор, преподает вокал в Америке. Мне удалось с ней пообщаться. Очень незаурядная личность!
– Что бы хотелось отметить из последних работ курских фотохудожников?
– К примеру, выставку под названием «Made in 2013», которую курское фотографическое общество имени Геннадия Бодрова продемонстрировало курской публике. Вернисаж проходил в Доме журналиста. Каждый представил работы, которые, на его взгляд, получились наиболее удачными в минувшем году.
У нас много молодых талантов, у каждого свой почерк, манера съемки, много интересных идей и таких же интересных воплощений. Чем больше снимков, тем лучше. Ведь, как известно, рано или поздно количество переходит в качество.
Полчаса истекли. Извиняюще улыбнувшись, Александр попрощался:  его ждала возлюбленная дама – Фотография. А нам остается ждать новых встреч с его замечательными работами.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...