Закупки: кристально прозрачно, максимально удобно
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Закупки: кристально прозрачно, максимально удобно


Не так давно на ресурсе Ростендер появилась информация, что Курск объявил конкурс на разработку проектной документации для строительства школы на тысячу учеников в районе проспекта Клыкова.    
О том, как работает механизм муниципальных закупок, о совершенствовании законодательства в этой сфере и требованиях к поставщикам, рассказал директор департамента закупок для муниципальных нужд города Курска Алексей МИХАЙЛОВ.
– Институт госзакупок – для нашей страны явление довольно молодое. Первый закон, регулирующий правоотношения в этой сфере, начал действовать в 2006-м. По нему страна жила вплоть до нынешнего года. Сейчас действует контрактная система. Насколько это было необходимо?
– О том, что систему государственных закупок нужно менять, говорили давно и много. По мнению многих экспертов, Федеральный закон №94-ФЗ в последнее время не отвечал требованиям современного рынка, однако именно он послужил фундаментом для создания новой законодательной базы регулирования закупок. 94-й закон не был плохим, это был первый закон, содержащий принципы, на которых должна строиться система закупок. Но на определенном этапе развития системы государственного и муниципального заказа он практически исчерпал себя. В первую очередь 94-й закон не регулировал предконтрактную стадию и не закрывал целый ряд вопросов, которые возникают при исполнении договоров. Поэтому на уровне президента России было принято решение эти пробелы заполнить. В частности, включить в закон регулирование стадии планирования закупок, которая отвечает за формирование потребности заказчика. Затем эта потребность реализуется уже при заключении контракта и в ходе его исполнения.
– Новый закон актуализирован с современной рыночной ситуацией? Какие задачи он ставит перед органами власти?
– С 1 января 2014 года мы живем по новому Федеральному закону от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Его разработкой занимались специалисты Высшей школы экономики и Министерства экономического развития страны. Правда, законопроект о федеральной контрактной системе принимался долго и с трудом. Споры и дискуссии вокруг него не утихали около трех лет. Закон о контрактной системе затрагивает как определение поставщиков, так и планирование, общественное обсуждение, контроль, мониторинг и аудит. По мнению разработчиков, система увеличивает степень ответственности заказчиков, контроль за ними и конкуренцию среди участников.
Как гласит статья 7 закона, система госзакупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности закупок. Эти принципы должны помочь новым игрокам освоить рынок.
– Кто, согласно закону, имеет право устанавливать правила игры в сфере госзакупок?
– Новшеством является и то, что принимать нормативно-правовые акты в этой сфере могут не только президент РФ, правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, но и органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в рамках своих полномочий.
Новый закон должен способствовать реализации мероприятий, предусмотренных государственными и муниципальными программами на разных бюджетных уровнях. Для этого заказчики должны заранее планировать и прогнозировать закупки, то есть разрабатывать планы закупок и планы – графики. Помимо этого, закон вводит и такой инструмент, как обоснование закупок. Теперь, чтобы провести закупку, заказчик должен обосновать как начальную (максимальную) цену контракта, так и способ определения поставщика. Таким образом, заказчик обязан публично обосновать каждое свое решение, отвечая на такие вопросы как «Для чего нужна закупка?», «Почему она должна быть именно такой, а не другой?», «Сколько она стоит?».
– Ужесточились ли требования к поставщикам?
– Да. Теперь к участию в закупках не допускаются компании, если руководитель или главный бухгалтер имеют непогашенную или неснятую судимость в сфере экономики. Вводятся жесткие меры по борьбе с демпингом. Теперь, если победил по цене, снизив цену торгов на 25 и более процентов, участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта на порядок больше первоначального размера, либо доказать, что он добросовестный и способен исполнить все обязательства выигранного контракта. Если же поставщик не исполнит обязательства, то заказчик сможет в одностороннем порядке расторгнуть контракт с таким поставщиком и провести закупки повторно. По 94-ФЗ это возможно было только по решению суда, процедура которого затягивалась, заказчик оставался без закупки, а бюджет нес убытки.
Еще одним нововведением закона является аудит, который замыкает процедуру проведения закупок. Аудит должен выявить, соответствуют ли результаты исполнения контракта первоначально заявленной потребности. Если результаты не соответствуют, то начинается разбирательство, а к ответственным за проведение неэффективной закупки будут применены санкции.
Что качается способов определения поставщика, то некоторые процедуры не изменились (к примеру, открытый аукцион в электронной форме), другие — незначительно (например, запрос котировок). В дополнение к старым способам определения поставщиков в 44-ФЗ введены новые, например, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений.
– Возникают ли какие-то трудности при работе с новым законом?
– Конечно, закон сложный и требует тонкой настройки, потому что его идеология другая, не привычная для заказчиков, уполномоченных органов и поставщиков. Основной сложностью является отсутствие практики применения в конкретных ситуациях. Так, несмотря на то что основной комплект документов, которые имели ключевое значение для вступления в силу контрактной системы, уже вышел, есть замечания к их качеству, а некоторые нормативные документы еще не приняты.
Да и сам закон, как любой живой инструмент, требует доработок и дополнений. И здесь, по моему мнению, можно пойти двумя путями. Первый – исправлять все упущения сразу, как только их увидели. Второй – не менять закон постоянно, а дать ему время поработать, а затем исправлять выявленные ошибки. Второй подход мне более близок.
– И тем не менее закон работает?
– На сегодняшний день работает и вполне успешно. Перед участниками контрактной системы стоит важная задача – сделать процесс закупок эффективным, открытым, удобным и понятным для всех пользователей. В настоящее время заложена только основа, поэтому мы заинтересованы в развитии системы закупок. По моему мнению, для того, чтобы сделать 44-ФЗ по-настоящему работоспособным, необходимо постоянно анализировать практику его применения и на этой основе вносить изменения и дополнения в существующее законодательство. Ведь организация процесса размещения заказа чрезвычайно важна как с точки зрения эффективности бюджетных расходов, так и для обеспечения равного доступа всех претендентов на поставку товаров, работ и услуг для нужд города.
СПРАВКА «ГИ»:
По итогам работы в первом полугодии 2014-го организовано и проведено 464 процедуры определения поставщиков, из них –346 открытых аукционов, 7 открытых конкурсов, 106 процедур размещения заказа путем запроса котировок и 5 процедур размещения заказа путем запроса предложений – на сумму 580 288 672 рубля. По итогам размещенных заказов в I полугодии достигнуто сокращение расходов в размере 20 635 955, 58 рублей или 3,6% от общей суммы финансирования.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...