Стандарты и искусство – две вещи несовместные
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Стандарты и искусство – две вещи несовместные


С начала 2000-х годов российская система образования переживает не лучшие времена. И, по мнению многих преподавателей, интеграция с европейской системой образования лишь вредит общему уровню знаний в школах.    
Виной тому – всеобщая стандартизация обучающего процесса. Причем порой эти самые стандарты противоречат здравому смыслу. В первую очередь это касается творческого образования, где такое понятие, как стандарт, вызывает лишь сдержанную улыбку. Рассказывает педагог курской школы №27 имени Александра Дейнеки Валерий ЦЫМБУЛОВ:
– Современные школьные программы хотят объять необъятное. Те 30 занятий, которые нам даются, нужно рисовать одну картину, а мы вынуждены объяснять за это время почти все аспекты художественного просвещения. В стандартах существует такое понятие, как проектирование. Ученик должен придумать то, что будет рисовать, а затем выполнить это без помощи учителя. Но как они это сделают, если им не от чего отталкиваться?
«Благодаря» таким стандартам дети выходят из школы неподготовленными. Они не в полной мере понимают, что такое искусство. И все из-за нехватки времени. Нельзя стандартизировать творчество. Как говорил профессор живописи Леонид Брынцев: «Искусство нельзя втиснуть в прокрустово ложе».
Для того чтобы развивать своих учеников творчески, Валерий Ильич не только проводит внеклассные занятия, но и содержит единственную в Курске Детскую галерею, где представлены работы, созданные самими учениками.
Во время внеклассных занятий Валерий Ильич разбирает с детьми различные произведения искусства, обучает их основам колористики и многому другому. И результаты, по словам преподавателя, видны невооруженным глазом:
– Когда мои ученики приходят в картинную галерею имени Дейнеки, они не только отлично себя ведут, но и могут анализировать произведения. Многие посетители выставок толпятся вокруг нас и не могут поверить, что такие юные ребята могут так разбираться в искусстве.
Три основных правила
Чтобы любить искусство – нужно его понимать. Чтобы заинтересовать учеников, Валерий Ильич проводит с ними практические занятия, где каждый может почувствовать себя настоящим экскурсоводом.
– Перед тем как пойти на экскурсию, вам необходимо запомнить три простых правила, – напутствует учитель. – Первое – нельзя близко подходить к картинам, иначе можно проделать в них дырку. Второе – нельзя бегать, так как поднимается пыль и оседает на картинах. И третье – нужно вести себя тихо, иначе вы не услышите экскурсовода. Запомнили?

Отличаться друг от друга
Все коридоры в школе завешаны картинами. Жанры и цветовая гамма разнообразны. Среди первоклашек разгорелся спор из-за стульев.
– Девочки садятся первыми, – строго прервал разговоры Валерий Ильич. – Мальчики, принесите себе стулья.
– Кто хочет быть экскурсоводом?
– Я, я, я, – разносится в ответ.
Вызван Егор. Он неловко перехватил указку из рук Валерия Ильича и начал рассуждать.
– На этой картине изображены люди. Эта девочка держит грабли. Она что-то убирает.
... Этот мальчик делает машину, а этот – не знает, что ему делать (мужчина на картине раскинул руки в стороны).
– Это водитель, – поясняет Валерий Ильич. – Но что он все-таки делает? – не дождавшись ответа, он раскрывает «секрет»: – Он говорит, что нужно торопиться, а почему?
Дети пристально всмотрелись в картину и уже через несколько секунд нашли ответ.
– Надвигается туча, а значит будет дождь, – с довольым видом  прокричал Егор.
– Умница. Но при всех плюсах картины  у нее есть один серьезный недостаток. Помогите мне отыскать его.
Школьники гурьбой подбежали к картине и начали изучать ее. И тут один из них победоносно воскликнул:
– Туча заслонила руку мальчика, а такого быть не может.
Валерий Ильич доволен  результатами и продолжает их закреплять. Они ходили от одного стенда с картинами к другому, и слушали новых экскурсоводов. Дети без особого стеснения продолжали тянуть руку, желая продемонстрировать свои знания.
– А вот эта картина – очень трудная, – предостерег от поспешных выводов Валерий Ильич. – Что на ней изображено?
Как только преподаватель понял, что ответа не последует, он перехватил инициативу.
– На этой картине изображен крокодил, и он машет крыльями. Внизу стоят дети и приветствуют его. Так? – улыбаясь, спросил Валерий Ильич.
– Нет ,– хором прокричали дети.
Преподаватель позвал к себе Софью и передал ей указку.
– Тут изображена семья: мама, бабушка и дочка. Они идут из школы.
– Почему ты так решила? – удивился Валерий Ильич.
– У нее на спине рюкзак. Вот, посмотрите на эти черные полоски на плечах.
Главный экскурсовод подошел поближе к картине и всмотрелся в нее. К своему глубокому удивлению он действительно увидел на плечах у девочки лямки от рюкзака.
– Умница, Софья. Глазастая девочка. Но в этой картине также есть большой недостаток. Все три фигуры на ней одинаковы. В искусстве такого допускать нельзя. Посмотрите на себя. Каждый из вас стоит и сидит индивидуально, и в этом заключается красота. Вы можете и должны передавать всю динамику наших движений.

Кто такие композиторы?
Именно такой вопрос задал Валерий Ильич своим ученикам под конец экскурсии (в этом месяце тема выставки – «Композиторы»).
– Это художники, которые лепят из пластилина, рисуют? – предположил один из учеников.
– Нет. Композиторы – это те, кто сочиняет музыку. А называют их так потому, что они создают композиции. Как и мы с вами. Поэтому вы и есть композиторы, а значит, я могу поделиться с вами одним секретом. Ни в коем случае не создавайте одинаковость. Иначе можно уничтожить все искусство.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...