Сергей Малихов: В трех шагах от Станиславского
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Сергей Малихов: В трех шагах от Станиславского


Собрались как-то гример, администратор и его помощник, два оператора, звукорежиссер, звукооператор, сценарист, режиссер, монтажер, фотограф, постановщик, дизайнер и оператор фильма о фильме, чтобы снять небольшое кино.    
Вместе они – обширный коллектив курской киностудии «СережKINO», которая вот уже шесть лет радует фанатов авторскими произведениями.
– За все время существования мы сняли, по-моему, 9 фильмов, но стоящими можно назвать лишь три последних: «Мила», «За 1000 лет» и «Босоногий ветер», – рассказывает режиссер Сергей Малихов. – Свои первые фильмы мы вообще снимали на древние мобильники.

Истоки
Началось «СережKINO» с дороги, «КамАЗа» и пакетика орешков. Вместе с другом Сергеем Трофимовым еще школьник Сережа Малихов одолжил первую кинокамеру у соседа. Ею стала «мыльная» оптика сотового телефона. Да и с ней были проблемы: время записи видео ограничивалось 30 секундами.
– Зато была необходимая функция «Паузы», – улыбается режиссер. – Мы сразу загорелись идеей снять кино. Вышли на улицу и начали творить.
Во время рассказа вечно улыбающийся Сергей, кажется, улыбался еще сильнее.
– В первую очередь мы сняли меня, идущего вдоль дороги. Второй кадр – проезжающий мимо грузовик. Ну а третьим планом нашего «гениального» творения стали падающие на землю соленые орешки. Потом мы все это показали одноклассникам. Удивительно, но нас не засмеяли.
При всей своей открытости и приветливости, Сергей оказался довольно строгим и дальновидным руководителем. Во-первых, он содержит целую киностудию на голом энтузиазме, а, во-вторых, в его коллективе чувствуется субординация. Как только для интервью понадобилась тишина, все члены группы без оговорок ушли в коридор.
– В какой-то момент наши пути с Серегой Трофимовым разошлись – он отправился покорять Москву, – вспоминает Малихов. – Но мне повезло, что в наш коллектив быстро влился Женя Косинов. Начитанный такой, серьезный. Вместе с ним у нас прописалась и камера – все последующие фильмы мы снимали на его «Никоне». Но для создания фильма нам не хватало сценариста.
На эту роль вызвалась выпускница Курского колледжа культуры Ольга Удод. Именно она показала Сергею первые наработки сценария «Милы».
– Это был наш первый полноценный фильм. Огромный скачок от детского сада  до почти полноценного кино. Знаю, что у Ольги дар к написанию, но первоначально мне сценарий совсем не понравился. Не было экшена. Простая история о простых людях. «Ты еще передумаешь», – так сказала мне Оля, когда я впервые «забраковал» сценарий. Все вышло так, как она и сказала.

Вне времени
За «Милой» последовал «На 1000 лет». Простая история, такая же приземленная, бытовая, как и предыдущая работа. Сюжет крутится вокруг брата и сестры, которые все детство были, что называется, не разлей вода. Но в определенный момент они поссорились и долгое время так и не смогли заставить себя сказать друг другу «прости». Раскаяние наступило уже у могильной плиты.
– Я лично знаю людей со схожей судьбой, – поделился Сергей. – Я не представляю себе, как можно жить с таким грузом. Наверное, в каждом из нас сидит эгоист, который ждет извинений от  другого, но не готов к этому сам. Иногда нужно просто переступить через себя, чтобы потом не пожалеть.
Фильм задел, вызвал эмоции у аудитории. По словам Сергея, после премьеры он получил письмо от одной девочки. Она не общалась с матерью около шести лет и только после фильма смогла заставить себя поднять телефонную трубку.
– Она написала, что они вместе посмотрели фильм и теперь пишут это письмо. Вот ради таких моментов я и занимаюсь искусством. Да, мы в «СережKINO» понимаем, что качество наших фильмов не идет ни в какое сравнение с мастодонтами жанра, но мы к этому и не стремимся. Мы хотим создавать такие фильмы, которые запоминались бы. Не нынешние блокбастеры, рассказ о которых начинается и заканчивается на пересказе самого сюжета, а такие истории, которые заставляют задуматься. К сожалению, это не кассовые фильмы, они обречены на провал в прокате. Наше достижение заключается том, что мы делаем доброе кино, в нем нет ни динамичного событийного ряда, ни экшена. Конечно, мы все хотим зарабатывать деньги, но когда удается достучаться до зрителя,  забываешь о материальном.

Ульяновский «Бумстартер»
Несмотря ни на что, кинематограф – затратное дело. И если даже экономить на персонале и собственной зарплате, то техника требует вложений. Для того чтобы создавать что-то конкурентоспособное, необходимо серьезное оборудование: свет, камера, костюмы.
– Наш системщик открыл для меня «Бумстартер» – сервис для привлечения коллективного финансирования для старта проекта, – поясняет Сергей. – Мы сразу зарядили туда трейлер «На 1000 лет». После  этого ко мне обратился предприниматель Андрей Фрейлин из Ульяновска. Он перечислил на наш счет необходимую сумму. Так как съемки фильма к тому моменту завершились, камеру мы покупать не стали. Для работы нам нужен был мощный компьютер, иначе  монтаж видеоматериала занял бы бесконечность. Мы его собрали, потратили часть денег на мелочи для студии. Ко всему хранятся чеки как подтверждение того, что ни копейки мы не потратили впустую. На карточке еще есть приличная сумма, но пока не начнутся съемки нового фильма – ее никто не тронет.
Уже после премьеры «На 1000 лет» к Сергею обратился курский продюсер Евгений Попов. Он также пообещал поддержку проекту и обещание сдержал.
– Благодаря ему фильм «Босоногий ветер» удался географически. Нам нужно было снять сцену в санатории. Один звонок, и мы уже на территории. В Москву? Не проблема! В Белгород в ночной клуб для съемки сцены? Запросто!
Приятным бонусом для «СережKINO» стала покупка микрофона-пушки. Это помогло сделать звук качественнее. Правда, пришлось подключать русскую смекалку. Покупать специальный держатель – накладно, поэтому коллегиально было решено прикрепить пушку скотчем на обычную палку. Так и записывали.

Вечное противостояние театра и кино
Кино – это лишь хобби Сергея. Его сердце принадлежит театру.
– Когда я поступил в колледж культуры, думал, что уеду в Голливуд и заберу все «Оскары» у Бреда Питта, но как только я попробовал себя на театральной сцене, то сразу зафанател. Начал изучать все, что связано с театром. А когда впервые пересекся с Юрием Бурэ (главный режиссер Курского драмтеатра), окончательно убедился, что театральная сцена – это моя жизнь.
Как рассказал Сергей, он никогда не пропускал занятия у Юрия Валерьевича, и даже не опаздывал на них. Для него работа с Бурэ – возможность прикоснуться к истокам русского театра.
Основоположником русского театра был известный всем Константин Станиславский. У него было множество учеников, в том числе и Мария Кнебель. Именно она стала одним из учителей Юрия Бурэ.
– Все ученики Юрия Валерьевича в трех шагах от Станиславского. Как бы я мог упустить такую возможность?
На четвертом курсе колледжа Юрий Валерьевич вызвал Сергея в кабинет с единственным вопросом: «Какие планы?».
– Никаких, – резво ответил Сергей.
С этого момента театр стал для него жизнью.
– Я был безумно счастлив. Работать в одном коллективе с мэтрами курской сцены – бесценно. Работой в драмтеатре я сразу закрыл для себя вопрос о поступлении во ВГИК, хотя многие до сих пор продолжают меня в этом упрекать. Но для меня работа с Бурэ – возможность, ради которой я готов пожертвовать многим.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...