Феврония или Ярославна?
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Феврония или Ярославна?


За несколько последних лет в городах России установлено более пятидесяти памятников святым Петру и Февронии Муромским – как православному символу супружеской верности и любви.    
Причем началось это в столь серьезных масштабах сравнительно недавно – в 2008-2010 годах, а раньше не наблюдалось вовсе. Скоро аналогичный монумент-символ появится и в Курске – творческий конкурс завершен, проект-победитель выбран. Но некоторые сомнения у скептиков все же остались.
Не раз перечитав жития Петра и Февронии, я так и не смог добраться до убедительных причин такого монументального   бума. Скажем, в Муроме (и окрест оного), где  происходили основные события жизни этих святых, такой памятник просто необходим. Кстати, там их два. Но почему в  Нижнем Тагиле, Сыктывкаре или в  Сковородино? Чтобы  не отстать от остальных?  Сколько в этом истинной веры, стремления к духовным высотам, а сколько чисто конъюнктурных соображений?
В городе, где нет своих святых, да и история не слишком обширна,  это вполне можно объяснить. Но в Курске таковые есть, да еще такие, что святостью воссияли над всем православным миром. Вспомнить хотя бы Феодосия Печерского или Серафима Саровского. Кстати, этим нашим землякам памятников в Курске до сих пор нет, хотя об этом говорят давно.
Провинция, коей Курск является по праву,  должна помнить своих легендарных предков, прославленных трудом, талантом, воинской доблестью или святостью. Для муромчан это князь Петр и княгиня Феврония, которые там долго считались местнопочитаемыми святыми.
Кстати, коль уж мы так радеем за соблюдение православных канонов, на Руси, а позднее и в России не было принято ставить памятники святым. Как говорится – не сотвори себе кумира. Часовня, поставленная в честь какого-то события или человека, это другое дело. А в целом – идите в храм,  молитесь этим святым, изображенным на иконах, как принято у православных. Придание же этим изображениям некоего объема – это уже традиция западноевропейская. Память о святых людях должна быть в тайниках  души, а не на центральной площади.
Из опыта городов, где памятники этим святым уже установлены: к ним в определенные дни недели вереницами подъезжают свадебные кортежи, в коих большинство присутствующих понятия не имеют ни о Петре и Февронии, ни о том, какая идея заложена в их бронзовом воплощении. Шум, шампанское, тосты... Здесь гораздо больше от язычества, чем от православной церкви. Предшественники  этих молодоженов раньше ездили к памятникам Ленину, причем без всякой связи с восприятием его учения.
Людям в особо торжественные минуты жизни требуется какое-то духовное наполнение. При этом венчаться в церкви решаются немногие: хлопотно как-то или грехов за душой много. А тут  все гораздо проще и бесплатно. Есть варианты памятников, где рядом с фигурами святых установлено металлическое дерево – специально для размещения замков. Традиция очень древняя, только к православию она никакого отношения не имеет.
И еще. В некоторых городах России установлены памятники святым Петру и Февронии, весьма похожие друг на друга. Впрочем, совершив экскурс по интернету, не могу отделаться от ощущения, что  где-то видел и те, что были представлены на конкурс в Курске. Ну а чего вы хотите при таком их изобилии по всей России!  Как тут не выстроить параллель с «ленинианой»: одна и та же кепка, вскинутая правая рука. Впрочем, на центральных площадях областных центров в свое время ставили памятники вождю работы крупнейших мастеров, скажем, в Курске – это Манизер.
Может быть, стоит подумать над тем, чтобы разработать долгосрочную программу установки в нашем городе монументальных памятников людям, жившим в Курске или внесшим в его развитие заметный вклад.
В начале ХХ века в Курске собирали деньги на установку памятника Ярославне, жене князя Игоря («Слово о полку Игореве»). Той самой, что в знаменитой поэме ждет своего «ладо» на стенах крепости, взывая к богам, чтобы те сохранили князю жизнь.  Предполагалось придать монументу не столько литературный, сколько морально-этический смысл: супружеская верность и преданность, которые не меркнут в веках. Реализовать эту идею помешала Первая мировая война. Но согласитесь, задумано было толково, а главное – на почве курской (и окрест) истории.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...