«По былинам времени сего...»
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Завершился прием письменных отзывов от горожан на проекты монументальной композиции, которая будет установлена на Московской площади вместо фонтана. Предлагаем читателям познакомиться с проектами, а также узнать экспертное мнение корреспондента «ГИ».    
На конкурс было предложено много конных фигур. Это, надо понимать, Всеволод-Буй-тур. В одной из моделей  меч на правом бедре, то есть – под левую руку всадника. Кстати, в южнорусских землях того времени гораздо популярнее была сабля, позаимствованная от степняков… Вторая фигура (меч все-таки под правую руку) лишена деталей конской сбруи, в отличие от первой. Впрочем, в обеих много исторических неточностей и в амуниции всадников…
Стоит напомнить, что в Курске времен Буй-тура не было своей дружины, она квартировала в Трубчевске, где жил и сам князь с женой. Куряне же хвалебно упомянуты в «Слове», как «кмети», то есть – опытные ратники, если хотите «ополченцы», готовые головой стоять за свой город. Так, может быть, не  стоит умножать варианты монументов Юрия Долгорукова или маршала Жукова, восседающих  на лошадях, а обратиться именно к «кметям», которым памятников в России никто еще не устанавливал?
Еще вопрос: под какими углами ставить конные фигуры в центре Московской площади? В какую сторону должна быть голова лошади, а в какую ее круп, чтобы не обидеть движущихся к центру города и от него?
Стоит подумать и о том, будет ли уместен фон – огромная яркая надпись на фасаде здания  торгового центра? Все знают, что это именно «Европа», а не «Линия» (к примеру), так, может быть, стоит поступиться рекламной компонентой и написать что-либо в поддержку того монумента, который будет установлен?  Тогда скульптурная композиция не пропадет рядом с огромным кубическим зданием, а наоборот – будет им поддержана.
Памятник любого содержания в центре Московской площади будет просто обречен на одиночество. Пробраться к нему через насыщенный круговой поток автомобилей можно будет только по «зебре». А ведь пешеходная доступность просто необходима хотя бы с той точки зрения, что рассмотреть детали любого из предлагаемых памятников (а таковых много) издали просто невозможно. Устраивать подземный переход на площади, максимально насыщенной инженерными коммуникациями, – дороговато обойдется.
Отдельно хотелось бы остановиться на памятнике «Слову», в  центре которого фигура легендарного певца-сказителя Баяна. Давно доказано, что этот персонаж не имеет к тексту поэмы никакого отношения.  Сама «белокаменная» надстройка над фигурой Баяна выполнена больше в духе стилизованной греческой ротонды, чем русской постройки конца XII века. Единственная ее функция – поддерживать бронзовые фигуры павших воинов.
Интересна задумка, где на гуслях вдохновенно играет не старик с длинной бородой (Баян), а вполне себе молодой безбородый человек. Надо понимать, что это как раз тот самый  безвестный автор «Слова», вполне достойный такого монумента. Кстати, есть гипотеза, что  великую поэму написал как раз курянин. Стало быть, памятник не «Слову», а его автору-курянину.  Однако скульптору стоит присмотреться к картинам братьев Васнецовых, чтобы узнать, как правильно держат гусли.
Отдельно остановимся на высокой белокаменной стеле, которую автор предлагает поставить в центре Московской площади. Вопрос с ее ориентированием не столь актуален. На вершине водружен курский герб, но не города, а всей губернии – с короной и дубовыми ветвями. На гранях стелы барельеф, который на белом фоне можно будет рассмотреть только вплотную. Кстати, среди оных надпись: «Курск – город воинской славы». Но ведь такой монумент в городе уже есть.
И вот еще что: почему «вместо фонтана»? Можно ведь поставить задачу архитекторам –  вписать его в композицию. Не так уж много в нашем городе фонтанов…
На снимках – проекты памятников.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...