Игра начинается с идеи
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Игра начинается с идеи


Немцы переходят в наступление, русские прикрывают фронты...    
Задача немцев – занять тыл, русских – отстоять позиции.  Но еще один бой – и русская армия уничтожит противника. Такова главная идея настольной  игры «Курская битва», создал которую курянин Сергей Здоровцев, входивший в пятерку лучших разработчиков настольных игр в России.
Сергей разрабатывает настольные игры с юности. Нет, этому нигде не учат – для этого нужны определенный склад ума, знание темы и  воображение.
Он закончил географический факультет педагогического института, работал лаборантом на физмате. Тогда и начал создавать игры для себя и друзей.
– В основном тогда играли в карты, а мне это не очень нравилось, решил придумать свою игру, – признался Сергей. – В то время популярным был «Менеджер»  – переделка американской «Монополии». Продвинутая же молодежь требовала чего-то более конкретного. Вот я и создал первую игру – «Морской бой», в основу которой лег Карибский кризис, где у «синих» была цель – занять острова, у «зеленых» – предотвратить это. Играли часами – в аудиториях и дома, игра стала любимой для всей кафедры физмата.
После физмата Сергей работал в областном центре детского и юношеского туризма: руководил объединением по игровому моделированию. 15 лет занимался с детьми и создавал разные настольные игры: от психологических до военно-исторических.

Решающее сражение
«Курская битва» — гордость Сергея. Идея ее создания возникла в зале ожидания на вокзале, когда Сергей рассматривал барельефы с изображением Курской битвы.
– Это сражение было решающим и самым непредсказуемым, я с интересом взялся за  разработку игры. Проштудировал исторические материалы, прочитал много книг. Любопытно, что в немецких источниках было все четко расписано: какие дивизии и какие полки где стояли... Все было разложено по полочкам. В наших источниках наблюдалась какая-то путаница:  одна и та же дивизия могла числиться то в одной, то в другой армии. К счастью, материалы, предоставленные  Курским краеведческим музеем, помогли систематизировать всю информацию. Я примерно месяц над ними работал, зато четко представил картину той битвы.
И вот первый экземпляр игры-стратегии! Сергей опробовал его вместе с воспитанниками. На огромном поле распределили фишки двух армий.
– Как-то, играя за немцев, я прорвался к Курску, – вспоминает Сергей. – И дети мне такой котел устроили, почище, чем в Сталинграде!
Кстати, наш земляк – единственный в стране, кто создал стратегию такого уровня. Игра была выпущена в «золотой серии» издательства «Астрель» в юбилейный для Курской битвы 2003 год тиражом в пять тысяч экземпляров.

От «Маленькой модницы» до «Сосуда судьбы»
Всего Сергеем Здоровцевым разработано около 700 игр, выпущено на всероссийском уровне – 26, военно-исторических, экономических, познавательных. С 2002 по 2008 год он работал в Москве в шести издательствах.
Одной из первых  была издана игра  «Совет да любовь», где цель – найти партнера и выйти замуж.
– Ее попросили создать для клуба встреч, – рассказывает Сергей. – Сейчас я переделываю ее в карточный вид,  называться она будет «Узы Гименея».
Суть ее такова: из определенного круга нужно выбрать партнера по 10 характеристикам и в ходе игры определить — подходит ли он.
Очень часто делал игры на заказ. Например, для белорусской фирмы создал «Маленькую модницу». Разработчику предложили определенное количество карточек, поле, фишки, и под это все нужно было придумать сюжет игры.
Посложнее были «Кутузовские шахматы». Игра посвящена войне 1812 года. Первая часть игры — поход Наполеона на Москву. Вторая – Бородинская битва – так и не была издана.
– «Сосуд судьбы» – одна из моих самых сложных игр, созданных на основе книги известного психолога и эзотерика Александра Свияша «Как почистить свой сосуд кармы». В нее особенно любят играть дамы.
Сейчас Сергей работает над «Черными бушлатами».
Это игра-тактика из серии карточных. Каждый из участников играет целым отделением. Ее особенность в том, что в игре воссоздано редкое оружие — винтовки СВТ: они не прижились в регулярной армии, поэтому были переданы морской пехоте. Цель морпехов — освободить улицу, село, город.  В зависимости от того как сыграл, выходишь на следующий уровень.

С чего начинается игра?
– Конечно, с идеи. Главное – понять, для чего она создается: какие знания и умения должна привить, чему научить. Создаются игры от нескольких недель до месяцев. Процесс долгий, потому что на поле, в фишках кроются еще и мысли, реальные факты, если это историческая игра.
Игра издавна ведет к тому, чтобы научить чему-то детей, а взрослых поддержать в определенной форме. Настольная игра учит мыслить, рассуждать, она объединяет коллектив.
В Индии, например, полководец, не умеющий играть в  шахматы, не допускался к битве.
Самая долгая игра, в  которую играл Сергей вместе со своими товарищами, – «Блицкриг», основанная на событиях Второй мировой войны. На огромной карте две армии. У немцев цель – выйти на линию Архангельск-Астрахань, у русской армии –  дойти до Берлина.
– Играли, собравшись вместе, по 6-7 часов. За неделю  доиграли только до февраля 1942 года, – рассказывает Сергей.  – Потом пришли жены и запротестовали. А было интересно – живая игра, видишь эмоции всех игроков. Живые игры вообще намного интереснее.
К сожалению, наступила эра компьютерных игр. Расставлять фишки в течение двух часов, наслаждаться процессом, стратегией и умением думать уже немодно. Молодежь захватил интернет, а настольными играми интересуются единицы.
– Моя сестра живет в Москве. Как-то она позвонила и рассказал, что в столице бум настольных игр. Меня очень это порадовало, – признался Сергей.
Сергей Здоровцев хочет создать клуб любителей военно-исторических игр, да и просто всех ценителей развлечений, которые заставляют мыслить, учат патриотизму. Он уверен — будущее именно за такими: ведь игра на компьютере кончается при разрядке батарейки или отключение от сети, а настольная не даст загрустить, где бы ты ни был – в поездке или походе.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...