Потребляй, но проверяй
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Потребляй, но проверяй


Купили рыбу с душком или скисшее молоко? Что делать: просто выбросить и забыть или нести назад? Подскажут, посоветуют, помогут в отделе защиты прав потребителей. Курск – один из немногих городов, где в структуре администрации есть такой отдел.    
В гостях у «ГИ» сегодня – директор департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации города Светлана ХАРИЧКИНА.
Потребителем человек становится с момента рождения. Даже дети с 6 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки: например, покупать булочку, мороженое или сок. Только делать это надо с умом.
– В идеале товары и услуги должны иметь надлежащее качество, то есть отвечать  разумным ожиданиям в отношении их полезных свойств с учетом их стоимости. В жизни, к сожалению, так бывает не всегда. Подавляющее большинство граждан, по данным опросов Союза потребителей России, несколько раз в год имеют дело с товарами ненадлежащего качества. В прошлом году девять из десяти потребителей столкнулись с этим. В таких ситуациях пострадавшие далеко не всегда знают, какие права нарушены и как их отстоять.
– И как защищаться?
– Чтобы гражданин не был бессильным,  23 года назад был принят закон «О защите прав потребителей». Местные структуры, осуществляющие защиту прав потребителей, согласно 44-й статье закона вправе:
– На что чаще всего жалуются куряне?
– В отдел защиты прав потребителей нашего департамента поступило 870 обращений: 775 – устных, 95 – в письменном виде. 65% касаются вопросов торговли (приобретение некачественных технически сложных товаров бытового назначения, мобильных телефонов, мебели, обуви), 25% – услуг транспорта, связи, бытовых и коммунальных проблем, чуть более 10% – изготовления и установки оконных и дверных блоков. С целью оказания правовой помощи по вопросам защиты интересов потребителей предоставляются консультации на личном приеме и по телефону «горячей линии»: 74-02-50.
– А если словом уже не помочь?
– Помогаем составить письменные претензии. В ходе досудебных разбирательств их было оформлено 330, благодаря чему в добровольном порядке ответчики компенсировали убытки на 2 500 900 рублей. Составлено 45 исковых заявлений от имени потребителей в суд.  Взыскано 377 200 рублей с безответственных  предпринимателей.
– Люди становятся грамотнее?
– Конечно. За годы существования закона «О защите прав потребителей» у курян и знаний, и решимости заметно прибавилось. Наша работа приносит плоды – большинство продавцов и производителей, видя грамотно составленные претензии, старается не доводить дело до суда и удовлетворяет законные требования потребителей добровольно.
– Как не попасть в неприятную ситуацию?
– Закон обязывает продавца, изготовителя, исполнителя предоставлять потребителю полную и достоверную информацию. Соберите как можно больше сведений о товаре, услуге или продавце из разных источников – журналов, интернета, посоветуйтесь с профессионалами, внимательно изучите сопроводительную документацию (техпаспорт, инструкции по эксплуатации), сведения на этикетке. Кстати, эта информация должна быть обязательно на русском языке.  Кроме того, вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания услуги – это кассовый чек или квитанция, билет или договор. Всегда берите их и сразу никогда не выбрасывайте. В документах должен быть указан срок гарантии, отмечена дата продажи.  
– Если продавец не хочет принимать бракованный товар?
– Не нужно суетиться, есть определенная схема действий. Если продавец (исполнитель) отказывается удовлетворить требования потребителя, надо написать претензию на имя директора предприятия, предпринимателя. Претензия пишется в свободной форме, с изложением дат, адресов, указанием на недостатки и предъявлением требования (оно может быть только одно). В зависимости от вашего требования сроки его удовлетворения различны. Продавец обязан провести проверку качества. Если сроки удовлетворения требования истекли, обращайтесь в суд по месту жительства, нахождения ответчика или причинения вреда (на выбор). От уплаты госпошлины потребители освобождаются. В суде можно потребовать не только удовлетворения требования, но и взыскания с ответчика неустойки, убытков, компенсации морального вреда.
Во Всемирный день защиты прав потребителей всем курянам желаю осведомленности относительно потребительских прав и обязанностей. Пусть у каждого потребителя будут не только выбор, но и уверенность в качестве!
Получить квалифицированную помощь вы можете в департаменте развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации города по телефонам: 74-02-50, 74-02-56, или по адресу: Курск, улица Радищева, 5, шестой этаж, кабинет №606.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...