В музей на урок
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В музее школы-интерната №3 мне довелось провести всего несколько часов. Но и за это время открылось много новых интересных фактов из истории учебного заведения, хотя раньше я часто бывал здесь – на школьных олимпийских играх и других соревнованиях. И даже рассказывал выпускникам о профессии журналиста.    
Школьный музей богатый – и по оформлению, и по количеству и качеству экспонатов. Ему отдана лучшая комната. Сюда приходят на экскурсии, здесь проводят уроки по истории и литературе, классные часы.
Как во всяком хранилище памяти, здесь много стендов, папок с документами и фотографиями, воспоминаниями, но особая гордость – поделки учащихся. А знаете ли вы, что такое пральник, рубельник, ухват? А ведь эти экспонаты доэлектрической эры наряду с утюгом, разогреваемым  дровами, были неотъемлемыми предметами крестьянского быта.
А главное – музей рассказывает об истории школы и воспитательных учреждений-предшественников.
Третий интернат расположен в северной части Курска, недалеко от деревни Шуклинка, его часто называют Шуклинским.  Это своеобразный городок в городе. На территории есть большой яблоневый сад и огороды. В учебном здании  разместились спальни для ребят, мастерские, квартиры для преподавателей.
Цивилизация подошла вплотную к школе. Рядом – магазин «Метро», объездная дорога и жилой район, налажено транспортное сообщение (раньше учителя, живущие в городе, преодолевали расстояние в пять километров пешком).
Прежде на этом месте «жили» два детских дома: №4, открытый в 1934 году, а с 1943-го специальный – для детей погибших в войну фронтовиков. Еще раньше, аж в 1885 году, здесь была колония для малолетних  правонарушителей. Поговаривают, что при царе она была даже престижной. О ней знали и в Петербурге. Большой сад, гордость школы, – наследство тех далеких времен.
Итак, тридцать четвертый год. В Черноземье – голод. Для тысяч бездомных детей открыли четвертый детский дом. Здесь тоже было голодно, не хватало обуви и одежды – гуляли по очереди. Однако уже следующей осенью заложили в погреба яблоки – свежие и моченые, картофель, капусту, морковь, огурцы. Так параллельно учились ребятишки грамоте и трудились в саду и на огородах. Яблок хватало до мая.
Только-только стали жить получше – а тут война. Детский дом эвакуировали в Узбекистан.
Немцы облюбовали этот уголок, но распорядились им как варвары. В столовой устроили конюшню, все, что можно было обгадить и сломать, обгадили и сломали. В сорок третьем году их вытеснили  из Курска. И хотя война ушла недалеко, в Шуклинке организовали специальный детдом для ребят, чьи родители  погибли на фронте, – мальчишек и девчонок, детство  которых война вырезала из биографии. Например, на глазах Вити и Олега Любицких фашисты расстреляли мать, отец погиб на фронте.
В мае-июне 44-го, за год до окончания войны, с фронтов стали собирать сынов полка.  Некоторые из них  попали в Шуклинский  детдом.
Вот Митя Басов – сын полка 112-й Рыльско-Коростеньской стрелковой дивизии – награжден медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».  Паша Рагулин из деревни Поды Хомутовского района потерял мать и сестру, попросился  на фронт и стал сыном полка.
Толя Бороздин воспитывался в детдоме №4. Способный на учебу парнишка не дружил с дисциплиной. За это его отправили в колонию в Валуйки.  Там он написал стихотворение:
Годы лучшие в детдоме
Свое детство я провел.
Лучше Курского детдома,
Чем Шуклинский, не нашел.
Не очень, может быть, поэтично, но от души. В четырнадцать лет Анатолий сбежал на фронт. Он стал сыном разведроты. В пятнадцать   получил первую награду – медаль «За отвагу».
Отдельный стенд посвящен герою-пионеру Вале Крохину. Он вместе с сестрами Зиной и Клавой  попал в детдом №4, когда отец воевал с белофиннами. Однажды Валя заболел и попал в больницу и оттуда убежал на фронт к отцу. В 41-м они вернулись на родину в Коренево. Во время оккупации отец организовал партизанский отряд, а сын стал  связным. При попытке взорвать нефтебазу отец был схвачен и повешен. Он крикнул: «Отомсти за меня, сынок!». Через какое-то время Валя вернулся в Коренево и попытался взорвать комендатуру, но был схвачен. Он разделил участь отца.
Сейчас  перед празднованием 70-летия Победы над фашистской Германией нынешние учащиеся интерната узнают о судьбах и военных и мирных подвигах своих  предшественников.
3-я школа-интернат известна в городе как одна из самых спортивных. В 80-х ей не было равных в легкоатлетических эстафетах. Как бы не складывалась ситуация на дистанции, на финише были первыми бегуны с номерами 3«а» на майках (просто тройка была у команды 3-й общеобразовательной школы). Как ни старались соперники из других школ, где учащихся было чуть ли не втрое больше, обыграть интернатовцев у них не получалось. Более того Николай Машошин, учитель физкультуры, выставлял две команды, и вторая, «маленькая» опережала многие коллективы. В чем же была сила интернатовцев?
Прежде всего, в преподавателе – Николае Ивановиче Машошине. Бывший воспитанник интерната,  он хорошо понимал учеников, любил их, уважал. Занимался  с ними и на уроках, и после, и на каникулах. Он, как наседка с цыплятами, всегда был со своими воспитанниками. Какие он проводил (да и сейчас проводит) Олимпийские игры! Все дети, преподаватели, воспитатели и даже повара участвуют в этом празднике спорта. Здесь все, как у взрослых олимпийцев – факельная эстафета, подъем флага, зажжение олимпийского огня, клятва участников.  В интернате побывали все олимпийские чемпионы и видные спортсмены. Кто же откажет Машошину, все знают и уважают этого учителя с большой буквы. Спортивный зал интерната как музей – кубки, медали, призы, подарки гостей...
Наверное, и сейчас  интернатовцы побеждали бы, но изменился профиль заведения, и состязаться на равных с другими школьниками  третьему интернату трудно. Но по-прежнему спорт в школе  на высоком уровне.
И напоследок не могу не сказать еще об одном педагоге – Никите Владимировиче Рязанове. Это он начинал собирать материалы об истории учебного заведения, это он — отец школьного хранилища памяти.
Музеи открывались  во многих школах, но потом тихо «затухали», потому что не находились энтузиасты, подвижники. В третьем интернате сумели сберечь, закрепить и увеличить все, что накопили коллеги.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...