Сергей САРЫЧЕВ: К разным детям – разный подход
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Сергей САРЫЧЕВ: К разным детям – разный подход


Все люди не похожи друг на друга, причем – с самого детства. Одна из основных проблем современной системы образования как раз и заключается в том, что тесты и стандарты, на которых построено обучение, нивелируют индивидуальные отличия детей и рассматривают их в одном узком аспекте: соответствует учащийся предъявляемым требованиям или не соответствует. Что делать педагогам и родителям, если ребенок не вписывается в среднестатистическую норму, «ГИ» поинтересовались у доктора психологических наук, профессора кафедры Курского государственного университета Сергея САРЫЧЕВА.    
– Сергей Васильевич, насколько я знаю, проблема успешности ребенка в школе не теряет актуальности...
– Впервые этим озаботилась Франция, когда в 1905 году при переходе на всеобщее начальное образование столкнулась с тем, что многие дети не были готовы к обучению. Перед психологами встала невероятно сложная задача: отличить детей ленивых, но умных, от детей, которые не способны к обучению. Альфред Бинэ предложил блестящее решение проблемы, разработав первый тест интеллекта. Его версии до сих пор используются во всем мире. С той поры в научной среде сложилось мнение, что главные различия людей лежат в уровне интеллекта. То есть, если у ребенка высокий IQ, то он справится со школьной программой и впоследствии сможет освоить профессию, связанную с умственным трудом. Если уровень интеллекта низок, то ничего не поделаешь – кому-то надо дворы мести и коровники чистить. Но, как потом оказалось, интеллект – всего лишь одна из множества граней индивидуальности человека. Другие очень важные ее характеристики – динамика психической жизни и эмоциональная восприимчивость, которые вместе образуют феномен темперамента. Считается, что большинство темпераментальных черт обусловлено генетически, но в конечном итоге темперамент формируется в течение жизни человека – под влиянием его воспитания, образования, условий жизни и не только.
– Психологи спорили по поводу того, какой темперамент хорош...
– Инициатором этой дискуссии был наш известный гений – физиолог Иван Павлов, который считал, что идеальный темперамент – это сангвиник, чуть похуже   золотой фонд человечества – флегматик, еще хуже – холерик и совсем уж плохо быть меланхоликом. Исходя из этого посыла последователи Павлова поставили перед психологией далекоидущую цель – переделать людей с нежелательными типами темпераментов. И только во время хрущевской оттепели выдающиеся советские психологи Борис Теплов, Владимир Небылицын, Евгений Климов поправили ошибочное мнение коллег, показав в своих работах, что главное свойство человеческой психики в плане различий по темпераменту заключается в способности компенсировать негативные свойства позитивными.
– Как это выглядит на практике?
– В 60-е годы психологи взялись за изучение движения ударников коммунистического труда и выяснили, что среди ткачих, добившихся наиболее высоких производственных показателей, примерно одинаковое количество сангвиников и флегматиков. Оказалось, что ткачихи с разными типами темпераментов работают по-разному. В чем заключается работа ткачихи? Большой цех и ряды ткацких станков с автоматизированным производственным процессом, которые  все делают сами. Задача ткачихи – вовремя заметить, что где-то порвалась нить, остановить станок, завязать узелок, то есть не допустить брака. Если произошла поломка станка, то как можно скорее вызвать наладчика.
Так вот, ткачихи с подвижным типом психики все время ходили рядом со станками и за счет скорости передвижения оперативно замечали неполадки. Ткачихи-флегматики, менее подвижные, но более внимательные, знали, на каких станках чаще происходят сбои, и преимущественно находились возле них. Этот факт лег в основу поразительного открытия психологов, заключающегося в том, что люди с разными темпераментами могут успешно выполнять одну и ту же деятельность, но будут делать это по-разному. Потом в Перми сформировалась целая научная школа, которая изучала индивидуальный стиль деятельности человека на примере токарей, гимнасток и не только. Суть индивидуального стиля  в том, что он не формируется автоматически – человек, выполняя определенную работу, находит возможность компенсировать слабые стороны темперамента сильными.
– Возвращаясь непосредственно к теме нашего разговора: как педагогу научить школьников максимально использовать свои сильные стороны?
– В каждом конкретном случае – по-разному. Начнем с гиперактивности, которая встречается примерно у 18% учеников, в основном, у мальчиков. Гиперактивность – это синдром повышенной умственной и физической активности, обусловленный тем, что процессы возбуждения преобладают над торможением. Такие ученики чрезмерно активны, будоражат класс, а иногда  шокируют поведением учителей. Их письменные работы неряшливы, содержат много ошибок. Из-за неумения концентрироваться гиперактивные дети ничего не могут запомнить, не справляются с заданиями, требующими длительного умственного напряжения, при этом уровень интеллекта у них достаточно высок.
Как вести себя с гиперактивным ребенком? Говорить с ним нужно сдержанно, спокойно, мягко. Почаще хвалите, поскольку это укрепляет его уверенность в собственных силах, давайте только одно задание на определенный промежуток времени. Если ребенок сильно возбужден, предоставьте ему возможность выплеснуть энергию. Я, работая в школе, часто встречался с такими возмутителями спокойствия и понимал, что эти дети просто не наигрались в дошкольном возрасте. Просил их выйти в коридор и пробежаться там паровозиком. А потом они возвращались и уже могли спокойно заниматься. Дома для таких детей полезны длительные прогулки на свежем воздухе, бег, занятия спортом.
– В классе наряду с гиперактивными учащимися имеются и их противоположности – инертные и медлительные дети. Как вести себя  учителю с ними?
– Инертным детям трудно, когда требуется быстро переключать внимание с одной темы на другую. При высоком темпе работы им нелегко справиться с заданиями на сообразительность.
Известный психолог, директор Института возрастной физиологии РАО Марианна Безруких рекомендует учителям не требовать от инертных детей немедленного включения в работу, поскольку их активность возрастает постепенно. Им необходимо время на обдумывание ответа, они чаще следуют ранее отработанным схемам и избегают импровизаций. Не следует вызывать к доске инертного ученика в самом начале урока, поскольку его мысли еще заняты произошедшим на перемене.
Если инертные дети, как говорится, долго запрягают, но быстро едут, то для медлительных детей характерна низкая скорость работы, обусловленная  малой подвижностью нервных процессов. Поторапливания, окрики «Делай быстрее!» не только бесполезны для таких учащихся, но и вредны, поскольку ребенок начинает суетиться, нервничать, путается в условиях задачи и решает ее еще медленнее и хуже, тогда как при достаточном времени медлительный ребенок выполняет задание качественно, часто используя нестандартные подходы. Поэтому очень важно создавать  таким детям оптимальный темп работы.
– Какие еще особенности могут быть у детей, которые должен учитывать учитель?
– Например, встречаются учащиеся со слабой нервной системой, которые теряются в стрессовых ситуациях, требующих высокого эмоционального и нервного напряжения,  контрольные, экзамены, олимпиады, на выполнение которых отводится ограниченное время.
Вспыльчивость педагога, резкие замечания эти дети переживают остро, могут расплакаться и вообще отказаться от работы. Напротив, похвала стимулирует их, заставляет успокоиться и поверить в свои силы. Лучше не требовать от таких учеников ответов по только что рассказанному на уроке материалу, а дать им возможность подготовиться дома. Иногда для детей со слабой нервной системой письменный ответ предпочтительней устному.
– Встречаются в школе и ученики-«звезды», которым обязательно надо блистать, быть центром всеобщего внимания, причем не важно, в чем отличиться – в плохом или хорошем.
– Марианна Безруких как раз считает, что самая трудная категория детей в школе – это демонстративные дети. Если такой ребенок учится не блестяще, он удовлетворяет слишком сильную потребность во внимании нарушением дисциплины, причем бурным, эмоциональным, с театральными эффектами, иногда даже с агрессивностью.
Ответную эмоциональную реакцию учителя такой ученик расценивает как награду за труд и чувствует себя удовлетворенным. Поэтому важно направить энергию ребенка в положительное русло – привлечь его к участию в концертах, спектаклях, эти дети с удовольствием рисуют или мастерят разнообразные поделки, если их работы будут выставляться на всеобщее обозрение и коллективно обсуждаться.
А на уроках учителю придется взять на себя непростую задачу – не замечать реплик, глупых шуток, отдельных мелких проступков демонстративных учеников. Если очередную выходку нельзя оставить безнаказанной, делать замечание или наказывать нужно как можно менее эмоционально.
– Слушая вас, я начинаю понимать, насколько трудна профессия учителя.
– На самом деле я ничего нового не сказал. Учет психологических особенностей детей был известен советской педагогике, только назывался он  индивидуальным подходом к ученику. А еще раньше мудрецы Древней Греции говорили: «Познай самого себя!». Задача педагога по большому счету заключается   не в том, чтобы натаскивать учеников на знания дат, мест и сути значимых для человечества событий или открытий, а в первую очередь  направить ребенка на изучение своих возможностей, то есть научить его понимать, что у него лучше получается и как у него лучше получается, а не исходить из единственно правильного способа выполнить учебную задачу. На самом деле таких способов – великое множество. Главное – уметь использовать свои сильные стороны. И тогда мы приходим к тому, о чем говорили в начале: темперамент определяет способ деятельности, но не влияет на успешность человека.
– Какова, на ваш взгляд, основная цель школьного образования?
– Как говорит академик РАО Виктор Панов, школа должна не просто дать детям апельсины, чтобы они их вернули, то есть усвоили знания и сумели показать их на экзамене, а в том, чтобы эти знания внутренне изменили ребенка, чтобы он не просто знал какой-то закон, а руководствовался им в жизни, чтобы полученное знание меняло его мировоззрение.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...