Что посеешь, то и пожнешь
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Что посеешь, то и пожнешь


О правильном формировании самооценки и способах ее коррекции «ГИ» рассказала клинический психолог детской поликлиники №8 Наталья ПИЛЮГИНА.    
Психологи выделяют пять этапов формирования самооценки.
До 3 лет
С 1,5 лет ребенок начинает осознать, что он – индивидуальность. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. Важное значение в этом возрасте имеют общение с родителями, похвала, телесный контакт. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает более высокой самооценкой.
С 4 до 7 лет
Для родителей важно признать самостоятельность и дееспособность ребенка. Хвалить надо только по делу. У ребенка появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. Развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации, насколько строги правила поведения и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.
С 8 до 11 лет
Важно развивать трудолюбие, способность к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа – боязнь: что-то не получится или усилия не оценят. Ребенок может разочароваться в способности участвовать в каком-либо виде деятельности. Важно больше разговаривать с ним, объяснять, вовремя хвалить или делать тактичное замечание. У него должно быть хобби. И именно в этом возрасте ребенок заводит себе постоянных друзей. Внимательно следите за кругом общения.
С 12  до 15 лет
Самооценка зависит от мнения сверстников. Это начало переходного (пубертатного) периода. Здесь надо набраться терпения и не перегнуть палку, чтобы у ребенка не пропало доверие к вам. Старайтесь уделять внимание и хвалить. В этот период важно понимать, что ребенок взрослеет и начинает интересоваться противоположным полом. Убедите, что он красивый, особенный, старайтесь понять его внутренний мир.
Похвала и критика должны иметь разумное соотношение. Нельзя все, что делает ребенок, безоговорочно хвалить, но и ругать за все подряд – не стоит. Если критика будет превышать похвалу, ребенок начнет избегать общения с родителями. И, критикуя ребенка (если есть в этом необходимость), найдите, за что его можно похвалить, например, за самостоятельность, за ум, силу воли.
С 16 до 18 лет
Старайтесь не оставаться в стороне от личной жизни вашего ребенка, но делайте это тактично, проявите терпение и внимание. Будьте в первую очередь ему другом, всегда сдерживайте данное вами слово.

Самооценка бывает:
♦ Адекватная (представление людей о себе соответствует действительности).
Ребенок  ощущает собственную важность и нужность, способен просить помощи, не прячется от трудностей, не боится взяться за что-то новое, не боится знакомиться с людьми, умеет постоять за себя, отвечать за поступки, открыт для критики.
♦ Неадекватная
а) завышенная (переоценивает себя и свои возможности);
б) заниженная (недооценивание и сомнения).

Формируем адекватную самооценку:
– критиковать не ребенка, а его поведение;
– уделять ему внимание;
– находить индивидуальное время  для каждого ребенка (если у вас их несколько);
– не вешать ярлыки;
– не называть ребенка как ему не нравится;
– не сравнивать с другими детьми;
– соблюдать режим и правила;
– устанавливать границы дозволенного;
– оказывать моральную поддержку;
– формировать веру в успех;
– концентрировать внимание на успехах;
– подводить ребенка к самостоятельному выполнению заданий;
– поощрять в нем полную самоотдачу в любом деле.  
Самооценка – это то, что нас украшает в глазах окружающих, но с тем же успехом и портит. Она вообще играет весьма значимую роль в жизни каждого человека – особенно это важно, когда характер только формируется, то есть у детей, потому что они интенсивно развиваются и чуть ли не каждый день приобретают новые личностные качества.
Воспитание самооценки в ребенке – одна из самых важных задач для его будущей жизни. Поэтому воспитывайте детей правильно, ведь что посеешь, то и пожнешь.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...