«Вадим Людвиковский был очарователен»
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Вадим Людвиковский был очарователен»


Хотя курские ценители диксиленда и свинга, би-бопа и фьюжн, словом, величайшего музыкального открытия XX века отмеряют дни до «Джазовой провинции» 2016 года, XX юбилейный фестиваль еще не завершен.    
17 декабря маэстро Леонид Винцкевич с друзьями выступят в Курской филармонии. «ГИ»  вспоминают блестящий (впрочем, как и всегда на нашем звездном празднике) момент в недавней серии концертов: встречу с народным артистом РФ Борисом Фрумкиным.
Это под его пальцами фортепианные молоточки надрывно отмеряли «путь к последнему приюту» в знаменитой песне Владимира Высоцкого; после записи сам автор признавался, что иного исполнения не желает. Под его вкрадчивые переборы электрооргана набирал высоту величавый «Ту-144» в нестареющем «Мимино». Блестящий пианист ансамбля «Мелодия» при Всесоюзной фирме грамзаписи (чьи альбомы в немыслимом для СССР стиле джаз-рок – предмет настоящей охоты среди знатоков), лидер этого созвездия виртуозов, на курском фестивале Борис Михайлович предстал не только как музыкант и композитор с мировым именем, но и как худрук коллектива с 80-летней историей, внесенного в Книгу рекордов Гиннесса, – Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема.
С гостем хотелось обстоятельно побеседовать о многих страницах в летописи джазового искусства, написанных при его участии, а еще вспомнить отца-трубача, коллегу самого Александра Цфасмана и дочь-актрису (кто не восхищается дарованием Анны Чиповской!). Но в крошечный отрезок времени между гостиницей и сценой, в гримерке, где дожидался хозяина стильный красный смокинг, уместился лишь разговор с мэтром о заслуженном деятеле искусств России Вадиме Людвиковском. Курянина по праву называют одним из лучших «бэндлидеров» –  руководителей джазовых оркестров в масштабе всего мира.
– Борис Михайлович, ваша творческая биография тесно связана с концертным эстрадным ансамблем Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Для курян будут дороги ваши воспоминания о нашем выдающемся земляке...
– Четверть века – самое светлое время моей жизни – я отдал этим музыкантам и этой дружбе. Это был первый коллектив, в который   пришел работать после армии. На третьем году службы я поигрывал на пианино в столичном кафе «Молодежное»...
– Что же за войска у вас были такие необычные?
– Первые полтора года я провел как обычный солдат в подмосковной Кубинке в отдельном сводном батальоне Военно-политической академии имени Ленина. Еще полтора   – при оркестре академии, аккомпанируя участникам академической самодеятельности. Мне выдавались маршрутные листы, и я мог перемещаться туда-сюда. А поскольку наш майор уважал Вадима Людвиковского, в последние три месяца он по возможности отпускал меня к нему на репетиции. Так вот, в кафе явилась делегация: Вадим Николаевич, а с ним саксофонисты Жора Гаранян, Леша Зубов, тромбонист Костя Бахолдин (знаменитые впоследствии мастера) – в общем, инициативная группа формирующегося оркестра Всесоюзного радио и телевидения. И я получил приглашение. На последних месяцах службы  уже ходил на репетиции. Первое наше публичное выступление состоялось 26 мая 1966 года на московском фестивале «Джаз-66».
–  Почему эта дата так точно запомнилась?
– Это был день рождения – мне исполнилось 22 года.
– До сих пор в эфире звучат мелодии оркестра Людвиковского. Например, тема из «Джентльменов удачи»...
– А еще – позывные к «Кабачку 13 стульев», диск Давида Тухманова «Как прекрасен мир»... Много таких пьес. Вадим Николаевич был и композитором, и оригинальным аранжировщиком: блестяще знал колористику оркестра, умело пользовался различными эффектами и приемами. Среди его пьес – красивая и нежная композиция «Акварель», интересная «Погоня», «Цветы для москвичей»... Я испытывал невероятный пиетет к коллегам и, конечно, к самому Вадиму Николаевичу, несмотря на сложности в его поведении. Он был обидчив... но абсолютно очарователен. Всячески поощрял творчество, предоставлял нам как музыкантам громадную свободу. Кроме упомянутых выше имен, назову трубачей Константина Носова (к сожалению, он с нами работал недолго), Германа Лукьянова. В программы постоянно включались выступления «внутренних» трио, квартетов или квинтетов и наши композиции, в том числе и мои – я в то время записал на радио много пьес. Для меня этот коллектив стал первой оркестровой школой и человеческой тоже. Кстати, мы все были людьми читающими и тем самым не походили на многих других оркестрантов тех лет. У ребят было высшее образование, хотя и не консерваторское: Гаранян окончил станкоинструментальный институт, Бахолдин – строительный, Зубов – физмат...
– Вы работали в оркестре до печального закрытия коллектива в 1973 году. Что произошло?
– Коллектив образовался при председателе Госкомитета Совета Министров по радиовещанию и ТВ Николае Месяцеве. Он был личностью прогрессивной, с демократическими взглядами, и джаз любил. Разогнал же его очередной руководитель Гостелерадио Сергей Лапин, как о нем говорили в то время, любимый ученик Жданова. И тут произошел неприятный инцидент с руководителем – он был задержан милицией. Лапин воспользовался этим. Лепту в то, что оркестр Людвиковского перестал существовать, внес и дирижер Юрий Силантьев (хотя и говорят, что о покойных или хорошо, или ничего). Он воспринимал нас как конкурентов, хотя сам никогда не играл джазовую музыку. Было противно и смешно. А по всей стране не могли понять: что же произошло, отчего мы исчезли?!
P. S. Один из лучших джазменов мира Дюк Эллингтон сказал о коллективе Вадима Людвиковского: «Если бы у меня был такой оркестр, я бы достиг вообще всего!».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...