Николай ПАХОМОВ: «В мире так много интересного, нужно только суметь увидеть...»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Николай ПАХОМОВ: «В мире так много интересного, нужно только суметь увидеть...»


Профессия библиотекаря для мужчины редкая. Но «ГИ» отыскали одного  представителя. Знакомьтесь, старинный друг редакции, ее постоянный внештатный автор – Николай ПАХОМОВ.    
Три раза в неделю (уже более десяти лет) он приходит в редакцию, чтобы получить свежий номер газеты. Недавно заглянул с радостной вестью: отдал в издательство четвертую книгу «Чудеса соловьиного края». В сборнике собраны наблюдения автора, материалы его личного архива на тему уфологии и загадочных природных явлений.
Для справки: Уфология – область деятельности, заключающаяся в сборе, классификации и попытках интерпретации сообщений очевидцев о наблюдениях НЛО.
– Николай Александрович, как давно увлекаетесь этой областью знаний?
– Очень давно, с четвертого класса. Зашел в школьную библиотеку, где на стенде была книга профессора Сергея Кулика «Тайна красного камня» о  Тунгусском метеорите, который зафиксировали в Сибири в 1908 году. С этого  и началось.
– Можно вас назвать книгочеем?
– Читал в школьные годы  запоем. Родители спрашивают: «Коля, учишь немецкий язык, физику, алгебру?». Отвечаю: «Учу». А сам к тому времени учебники уже прочитал и принялся за внеклассную литературу. Читал все подряд, системы не было. Все было интересно, все увлекательно. С годами не растерял эту любознательность, считаю, что в мире так много интересного, нужно только увидеть.
Книги шли со мной по жизни. В 18 лет, как и тысячи моих сверстников, был призван  в ряды Вооруженных Сил, служил в Бологом в 7-й гвардейской Режецкой дивизии РВСН (ракетные войска стратегического назначения) 50-й Смоленской армии.
Будучи секретарем комитета комсомола батальона много времени занимался досугом личного состава. Ну а какой досуг без книг! На весь гарнизон было всего две библиотеки: в Доме офицеров и в самом военном городке – в Доме культуры. В ту пору проходило расформирование ряда частей. Участь библиотеки была под большим вопросом. Оказалось, что книги никому не нужны. Их выбрасывали, растаскивали по  домам, они валялись на полу,  на некоторых отпечатался четкий след солдатских сапог...
Все это богатство (шесть тысяч книг!) мы с водителем аккуратно собрали  и погрузили в самосвал.
В части выделили под библиотеку небольшую комнату. Сделали полки на заказ, составили каталог. Вначале сам выдавал бойцам книги, затем для этих целей  назначили одного из военнослужащих. Подбирали того, кто любил читать и разбирался в литературе.
– Армия и библиотека шли «нога в ногу»?
–  Где бы я после ни служил, библиотека буквально «преследовала» меня. Так уж получалось, что на работу в библиотеку приходили в основном девушки, которые вскоре уходили в декретный отпуск. Произошло так и в знаменитом на всю страну зенитно-ракетном ордена Ленина Путиловско-Кировском полку Московского округа ПВО, где я, кроме должности начальника клуба и музея, исполнял обязанности заведующего художественной библиотекой полка. Именно про этот полк написал книгу Владимир Успенский «Тайный советник вождя», совсем недавно вышла монография про историю этой части.
– Николай, а что повлияло на выбор жизненного пути?
– Мои родители, книги, учителя. Помню, с каким радостным настроем я получил повестку в армию, тщательно собирал чемодан, немного волновался, когда проходил медицинскую комиссию – хотелось попасть в танкисты. Но меня взяли в ракетчики. И на первом же году службы я «отчебучил». Стоя в карауле на посту, остановил командующего 50-й Смоленской армией генерал-полковника Константина Герчика вместе с командиром полка полковником Николаем Заглядой. По уставу (а его я изучил в совершенстве), если пост не вскрыт, то посторонних туда пускать не положено. Вот  я и не пустил. За что потом не раз меня отмечали перед строем. Товарищи беззлобно подшучивали: «Вот этот самый маленький оказался самым бдительным». Прослужил я в РВСН 12 лет.
А в зенитно-ракетном полку в Митино (район Москвы), будучи помощником дежурного по полку, лично встретил командующего войсками ПВО, заместителя министра обороны генерал-полковника Ивана Третьяка. Был он в сопровождении огромной свиты в присутствии командира полка Владимира Уланова. Он был высоким (под два метра ростом). А потому нагнулся ко мне и шепотом произнес: «Я вас наказывать не буду, но к начальнику надо идти по прямой». После чего вся часть, начиная от командира полка, ужасно интересовалась, что же такое прошептал мне высокий (в прямом и переносном смысле) начальник. На что я всем гордо отвечал: «Похвалил за службу!». Проверить-то этот факт никто не мог, а признаваться, что я получил замечание, не хотелось. Прошли годы, и теперь можно поведать правду на страницах  любимой газеты.
Когда «сватали» меня в этот полк, назначили встречу с полковником Морозовым в здании штаба Московского округа ПВО. В это время над Москвой пролетел немецкий летчик Руст. Умудрился сесть на Красной площади...
Я стою в фойе у дежурного, а все ждут Бориса Николаевича Ельцина на партийную конференцию. Военные из фойе разбежались, кто куда. Стою один, как вкопанный. Уйти не могу – сказали ждать начальство (место встречи изменить нельзя). Входит Ельцин в строгом сером костюме, стройный, высокий, ступил на первую ступеньку, посмотрел на меня и кивнул. А я отдал ему воинскую честь. Так я был назначен в  полк. В перерыве подошел Морозов и мою кандидатуру утвердил на должность начальника клуба и музея Путиловско-Кировского полка, где я и прослужил восемь лет. Итого два десятка лет.
– Было с кого брать пример?
– Безусловно. Родители – участники Великой Отечественной. Мама – Валентина Михайловна Зорина работала в госпитале медсестрой с 1941 по 1945 годы, ее сестры Елизавета  и Вера  – на оборонном заводе, брат Борис  был на фронте пулеметчиком, награжден медалью «За отвагу» в бою за деревню Руда Радзыминского уезда Варшавского воеводства.
Отец – Александр Иванович Пахомов был кадровым военным. Незадолго до войны он поступил в Тюменское военное пехотное училище в Сибирском военном округе и проучился там до 2 июля 1941 года. Участвовал в наступательных боевых операциях на юге Украины. Награжден двумя орденами  Красной  Звезды и медалью «За боевые заслуги».
– Это высокие награды, за что отец их получил?
– В сентябре 1943 года 20-й танковый корпус  5-й Ударной армии получил очередной приказ прорвать укрепленную полосу немцев в районе Лилиенталь, овладеть станицей Михайловка (под Запорожьем) и выйти на правый берег Днепра.  20 немецких танков и 200 автоматчиков перешли в контратаку. Рота красноармейцев 76-й стрелковой дивизии поддалась панике. Гвардии старший лейтенант Пахомов с двумя красноармейцами под огнем противника задержал дрогнувших солдат и повел в атаку. Положение было восстановлено, бойцы овладели населенным пунктом. Во время этого боя гвардии старший лейтенант Пахомов был тяжело ранен в живот. Затем долго лечился в госпитале, где и познакомился с будущей супругой. В послевоенные годы мама работала воспитателем в детских домах Самарской и Саратовской областей. А затем – библиотекарем. Так что моя судьба была предопределена заранее.
Николай посмотрел на часы – каждый день в назначенный час он звонит маме, а ей уже 97 лет! Она по-прежнему бодра духом, в курсе всех событий – слушает новости, читает книги и «ГИ» (считает газету лучшей и не изменяет изданию четверть века – со дня основания). В шкатулке бережно хранит награды (за долгую жизнь их было немало), поздравления от президентов страны (от Ельцина, Медведева и Путина) и всегда радуется успехам сына.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...