Как жить дальше? Если в семье есть тяжелобольной
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Как жить дальше? Если в семье есть тяжелобольной


Четыре года назад он перенес инсульт. Теперь его жизнь полностью зависит от заботы близких.    
О риске инсульта у отца Татьяна Симонова узнала за два года до произошедшего – в 2009-м. Объединив усилия со второй женой Анатолия Андреевича, она заставила папу сходить на прием к хорошему неврологу. Получив результаты анализов, врач вынесла вердикт: инсульту быть. Главе семьи решили не говорить. Посадили Анатолия Симонова на низкохолестериновую диету. Возможно, именно это помогло оттянуть инсульт на два года, но 11 декабря 2011-го случилось непоправимое.
– Тогда, после первого визита к врачу, я не представляла, что нас ждет, – рассказала Татьяна. –   За несколько дней до этого его положили на плановое обследование в больницу. Там и произошел инсульт. К сожалению, в нашей больнице реанимационное отделение было на ремонте, через двое суток отца перевезли в реанимацию сосудистого центра при БСМП, где ему поставили зонд, через который он смог питаться, потому что не мог глотать. Через 17 суток папу откачали и перевели в обычную палату.
Еще через две недели Анатолия Андреевича выписали – с полностью парализованной левой частью тела и отсутствием функции речи. Он общался при помощи записок. Самой первой проблемой, с которой столкнулись Татьяна и ее отец, была медико-социальная экспертиза (МСЭ).  В то время Татьяна не знала, что ее можно проходить на дому, поэтому они с женой Анатолия Андреевича возили больного по врачам. После этого он получил группу инвалидности и программу реабилитации, в рамках которой в центре медико-социальных услуг выдали инвалидное кресло и другие средства. Вскоре столкнулись с задержками в обеспечении всем необходимым. Пришлось снова обращаться в центр.
– Там объяснили, что можно все купить самим, – рассказала Татьяна. – Необходимо собрать чеки и пакет документов и принести в ЦМСУ. В течение месяца комиссия рассматривает заявление, еще через месяц должен быть одобрен (или нет) возврат средств.  В первый раз мы сдали документы 5 марта 2014 года, но деньги я получила лишь 29 июня. 5 ноября снова подала документы на покупку трех упаковок памперсов по 30 штук. Ждем компенсации уже в этом году.
В центре Татьяне пояснили – средства поступают из федерального бюджета, и задерживают их именно там.
– У нас серьезное недофинансирование, – рассказала «ГИ» Наталья Тугаринова, начальник отдела по обеспечению отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации ЦМСУ. – Из-за этого случаются задержки в выплате компенсаций. Как только деньги приходят, мы сразу их перечисляем. Задержки действительно есть, мы этого не отрицаем, но, к сожалению, не от нас это зависит. Мы просили в том году дополнительно 270 миллионов, нам из федерального бюджета прислали только 98.
Приходится ждать всем, кому нужны средства реабилитации или компенсации. Другая проблема – вызов на дом узкого врача-специалиста. Человеку с инсультом постоянно нужно наблюдаться у невролога и кардиолога.
– Как-то давно спросила об этом в регистратуре, мне ответили, что невролог на дом не выезжает, – продолжает рассказывать дочь пациента. – У отца началась тахикардия, я испугалась, пошла к кардиологу, она сказала, что заочно назначение делать не может.  Однажды у папы появилась припухлость на пояснице – обратилась к хирургу. Она согласилась выехать на дом, провела осмотр, назначила МРТ и кое-какие лекарства.
Светлана Асеева, главврач больницы №2, к которой прикреплен Анатолий Андреевич, пояснила, что по таким вопросам необходимо обращаться к участковому врачу или в администрацию  поликлиники:
– Можно обратиться к заведующему поликлиникой или главному врачу, наши телефоны есть на сайте больницы и возле регистратуры. Узкий специалист не имеет отдельных часов для выездной работы, как участковые терапевты. Однако мы делаем исключение для маломобильных граждан и организуем выезд на дом узких специалистов. Необходимо также понимать, что врач должен ехать в нерабочее время, а это – дополнительная нагрузка.
И в больнице, и в комитете здравоохранения объяснили: чтобы вызвать на дом врача-специалиста, необходимо прежде всего обратиться к участковому. Он приедет домой, проведет осмотр и сообщит администрации больницы, что нужен визит узкого специалиста.  Если врач-специалист так и не приехал, законный представитель больного может самостоятельно обратиться в администрацию лечебного учреждения.
МСЭ можно и дома пройти.
Сейчас Татьяне необходимо оформить вызов невролога на дом, чтобы немного поменять программу реабилитации. По закону, чтобы это сделать, нужно снова проходить медико-социальную экспертизу, предварительно оформив для этого в поликлинике новый посыльной лист. А значит,  больному  снова придется проходить всех врачей.
– Схема та же: чтобы оформить новый посыльной лист на МСЭ, в первую очередь к больному нужно вызвать на дом участкового врача, – подсказала заместитель главного врача по КЭР курской БСМП Галина Звонарева. – Он организует визит узкоспециализированного врача, по профилю которого проходит больной. То есть, если это инсульт, приезжает невролог. Он должен осмотреть больного, зафиксировать изменения в его состоянии и указать новые потребности. Согласно нормативной базе, осмотр должен проводить специалист лечебного учреждения, а не врачи частных клиник. Чаще всего посыльной лист на МСЭ заполняет узкий специалист,  однако его может заполнить и участковый, если больной постоянно находится под наблюдением. В этом направлении должно быть указано, что больной лежачий. Пакет документов вместе с этим направлением законный представитель больного относит в бюро МСЭ.
Руководитель главного бюро медико-социальной экспертизы по Курской области Дмитрий Разиньков рассказал: чтобы пройти МСЭ, нужно предоставить паспорт, амбулаторную карту и СНИЛС. Этот пакет документов одинаков как для лежачих больных, так и для всех остальных.
Как пояснил первый заместитель председателя областного комитета здравоохранения Валерий Домекин, любой нуждающийся в медицинской помощи должен ее получить как в  медучреждении так и вне его:
– У каждого врача-специалиста есть лицензия на амбулаторно-поликлиническую помощь. Она предусматривает работу как в условиях стационара, так и в условиях выездной работы. Врач-специалист может выезжать и во время приема, если есть другой доктор, который может его подстраховать, если нет, вводится дополнительная оплачиваемая нагрузка. Проблема, конечно, сложная  и четко не урегулированная законодательством. Но в любом случае нельзя ограничивать лежачего человека в получении доступной помощи. В центральных районных больницах есть бригады узких специалистов, которые приезжают в населенный пункт, где нет фельдшерско-акушерского пункта, или в сам ФАП. К сожалению, доступность профессиональной медицинской помощи во многих селах ограничена, поэтому  выездные бригады – важное направление работы.  С этого года будем развивать амбулаторно-паллиативную помощь для неизлечимо больных, которых выписали из стационара. К ним приедут на дом врачи и оказжут посильную помощь. Специалистов уже обучили, сейчас идет лицензирование.
Автор Алина ЯРХАМОВА.
Комментарий к статье
  • Комментарии
Загрузка комментариев...