Премьера в драмтеатре. Между байкой и Библией
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Спектакль «Ктуба. Брачный договор» ждут даже те, кого к театральным завсегдатаям не отнесешь. Семейная комедия – популярнейший жанр, а тут еще и обаяние национального колорита, и любимцы курской публики в главных ролях.    
Наконец, имя режиссера – Евгения Поплавского, чьи дар, опыт и преданность делу способны, как в мифе, озарить золотом успеха любое сценическое действо. А насколько трудна и ответственна эта «алхимия», народный артист России, улучив минутку между репетициями, поведал в беседе с корреспондентом «ГИ».
Как подсказывает афиша с буквами, очертаниями напоминающими о Моисеевых скрижалях, и с парящей парой, воспетой Марком Шагалом, события происходят на Земле обетованной. Что уже само по себе весьма занятно. Ведь истории, подобные «Хануме», будят интерес хотя бы потому, что они про несравненный Кавказ, где «солнце светит тэбэ в глаз». Не обделено вниманием и творчество итальянских авторов, как успешно шедшая на местной сцене «Филумена Мартурано» и нынешние «Аристократы и голодранцы», с их чарующими напевами и эмоциями, кипящими, как лава в Везувии. Вот и пьеса, переведенная с иврита (для курян, кстати, это первое знакомство с драматургией Израиля) – это не только море бесконечных шуточек над жизненными обстоятельствами, друг над другом и над самими собой. Это и чувство причастности к тайнам мироздания, вошедшее в плоть и кровь народа. Над отношениями мужчины и женщины впервые задумались авторы Библии. И познания древних мудрецов куда глубже, чем кажется со стороны. Например, все слыхали, что Ева, дескать, сотворена из ребра Адама, но многим ли ведомо, что слово «цэла» –  это не только косточка в грудной клетке, но и грань, сторона? А это уже совершенно иной, проникнутый уважением к прекрасному полу, а не топорно-«патриархальный» взгляд на извечную проблему!
Что же до загадочной «ктубы», это непременный атрибут семейной жизни у иудеев. Но что важнее: бумажка или живое чувство? И от поисков документа, затерявшегося в самый неподходящий момент – накануне свадьбы дочери, супруги со стажем Элимелех и Шифра поднимаются, просто-таки воспаряют (как те самые шагаловские герои) на высоту былых пылких чувств... Но при этом каждый диалог, как в столь любимых россиянами анекдотах-притчах об Абраме и Саре, еще и уморительно смешной! С новинки в репертуаре и начался разговор с постановщиком спектакля.
– Евгений Семенович, чем очаровала театр пьеса Эфраима Кишона?
– Тем, что она не только израильская, но и общечеловеческая. В одной из сцен героиня так и говорит: «Ты забыл о том, что мы – люди...». Вроде бы действие происходит в еврейской семье, люди живут по своим давним традициям... Но то, что их волнует, непременно случается в любой семье, независимо от национальности. Вот скажите, о чем можно задуматься при виде счастливого парня, который выносит новобрачную в белоснежной фате из дверей загса? А дело-то в том, что это лишь одна сторона медали. Когда наблюдаю такую идиллию, мысленно говорю: «Хотел бы я видеть, как ты будешь носить ее на руках лет этак через тридцать». Носить – не обязательно в прямом смысле. А так, чтобы тапочки подать, кофе вовремя приготовить, яичницу... Словом, помочь, когда жена занята, когда ей нездоровится... да и просто так, без причин! Куда вся пылкость-то у мужчин девается? Почему сегодня – романтические кружение, а завтра – кулаком по столу? И перепалка: «Ты меня не понимаешь! Ты был не таким, когда ухаживал!»  – «Да ты сама-то такая-растакая!»... и развод. Знаете, сколько процентов семей распадается? Всегда ломаю голову: что происходит, кто виной?! Постараемся ответить на этот вопрос со сцены. Мы хотим (говорю именно «мы», потому что разногласий в команде нет) в спектакле и повеселиться, поозорничать,  и поразмышлять о жизненно важных вопросах. Чтобы зрители, независимо от возраста, сказали мысленно: Боже, и у меня было в жизни такое...
– Диапазон артиста Евгения Поплавского – от скоморошества, в хорошем смысле, до катарсиса – очистительного потрясения. Курянам памятна захватывающая игра на контрастах в «Поминальной молитве», пожалуй, слишком рано сошедшей со сцены... От «Ктубы» тоже будем ждать такой круговерти от смеха к слезам?
– На мой взгляд, пьеса Кишона до высот, на которых творил незабвенный Григорий Горин, все же не поднимается. Хотя израильского автора много ставят и на его родине и, например, в Германии... Конечно, нельзя забывать, что зритель брал билет именно на комедию: если бы мы стали играть совершенно серьезно, глубоко погружаясь в быт, спектакль рассыпался бы сразу! А люди сквозь сон говорили бы: «Господи, зачем мы отдали деньги? Дайте же нам просвет, надежду, что семейные невзгоды все-таки могут кончаться хорошо!».
– Сведущие театралы отметят, что в постановке задействованы и ведущие актеры, и те, кто в главных ролях на большой сцене практически не выходил. Можете поделиться критериями такого решения?
– В выборе исполнителей есть заслуга художественного руководителя – Юрия Валерьевича Бурэ. Знаете, в театре, в кино у актеров нередко бывают обиды, что не взяли в спектакль или фильм. Но это же далеко не всегда им в упрек, просто бывает так: не твоя роль, и ничего не поделаешь. Вот Эльдар Рязанов всегда пробовал несколько великолепнейших профессионалов, но выбирал одного.
– Например, кумир из кумиров Андрей Миронов не вписался в «Иронию»...
– Для нашей «Ктубы» сама собой напрашивалась реальная семейная пара актеров. И поэтому я взял Александра Сергеевича Швачунова и Галину Николаевну Халецкую. Чтобы они на сцене понимали друг друга «от и до». У них ведь семейный опыт такой же щедрый, как и у главных героев. Говорю: «Вам уже и придумывать ничего не надо – природа помогает, и мое дело – не мешать». И, слава Богу, я в этой паре не промахнулся. Что же до двух составов на другие роли, честно признаюсь: так работать режиссеру всегда сложно. Спектакль-то один, а характеры, темпераменты у актеров разные. Один делает с первого раза, другому нужно больше репетировать. Словом, обратить всех «в свою веру» ох как непросто. Вот сегодня до трех ночи думал над финальной сценой. Работа над спектаклем продолжается до последней минуты перед выходом на сцену в день премьеры... и даже после. Но в этот раз мне кажется, что все будет хорошо!
– В рождении постановки участвует много тружеников закулисья – тех, чьи имена на обороте программки прочтут лишь самые искушенные театралы...
– Да, у нас великолепный костюмерный цех, где работники умеют сшить нам одеяния порой практически «из ничего». И Илья Исаакович Сакин, «повелевающий» музыкой: люди слушают, наслаждаются и не знают, каких мучений стоили поиски нужных звуков. Я зашел к нему в кабинет, когда мы выстраивали музыкальный ряд для «Ктубы», глядь, а там весь диван завален кассетами с еврейскими мелодиями, и ему это все приходится прослушать! Ведь где-то по характеру должна быть ироническая нотка, где-то веселая, а вон там – грустненькая, но грусть ведь тоже бывает разных оттенков... Скрипка? Флейта? И пошли поиски для общей копилки. И у парикмахеров своя роль. Вот сейчас я сказал актрисам: девочки, вам нужна коротенькая прическа, чтобы волосы не мешали видеть ваши глаза, а с другой стороны, в волосах нужна маленькая «чертовщинка». Напряженно трудится и радиоцех, и осветители, которые лучом прожектора порой могут сказать больше, чем иной человек словами. Но все-таки я уверен: в любом театре центральная фигура – это актер. Не будь его, не для кого строить декорации, шить костюмы... Вот вы вспомнили об Андрюше Миронове: он такие моноспектакли выдавал в обычном костюме, и все понимали: к такому артисту не нужно прибавлять ничего, ни елок, ни палок, ни иллюминации.
– Евгений Семенович, коллектив «ГИ» желает вам и всему коллективу, занятому в работе над будущей премьерой, зрительской любви и полных залов!
P. S. Первое представление комедии «Ктуба» состоится 20 февраля. Не забудем поблагодарить создателей спектакля горячими аплодисментами и цветами за тяжелый труд, и физический, и духовный.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...