Еще не кончен бой...
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Есть в русском языке слово «материк», более зримое и величавое, чем иностранное «континент». Есть и люди-материки. Курянин Петр Михин (2 марта ему исполняется 95 лет) – из немногих жителей планеты, чьи дела памятны в странах, разделенных порой десятками тысяч километров.    
«Ослободилац Прага, Будимпеште и Београда» – это нашего земляка славит как освободителя Сербия, благодаря за свою и другие европейские столицы, спасенные Красной Армией от нацистов, за взятие Вены. От Балкан до Тихого океана пролегали его боевые пути. Задумаемся над коротким словом «бой». В стране выросло уже не одно поколение, не ведающее, каково это, – когда только расстояние полета пули, снаряда, а порой длина винтовочного приклада отделяют тебя от врагов...
Знания, сообразительность, высокий уровень спортивной подготовки, смелость и везение помогали ему воевать. Будучи командиром батареи, он мог перед Курской битвой через непроходимое болото проникнуть с разведчиками в особо охраняемый тыл и взять там «языка», которого два месяца не могли добыть силами дивизии. Это помогло  подтвердить сосредоточение элитных немецких танковых частей «Адольф Гитлер», «Рейх», «Великая Германия» в лесах на нынешней Белгородчине. Пехота любила артиллериста Михина за то, что он умело защищал и спасал ее от танков и мотострелковой силы противника. Он умел разрывами снарядов над глубокой немецкой траншеей уничтожить или «выкурить» врага. Остановить полтора десятка немецких танков, мчавшихся, чтобы затрамбовать в землю советскую пехоту, готовую ценой жизни исполнить приказ «ни шагу назад»...
Семь с лишним десятилетий мирной жизни – это заслуга прежде всего фронтовиков, таких, как и сам Михин. Русский солдат истребил заразу нацизма почти до основания. Но и сегодня из-за рубежа, а то и в самой России звучат призывы устроить стране «дер нойе орднунг» – «новый порядок», каким его видят оккупанты. Ах, сколько юный командир навидался этого «орднунга»: деревенский колодец с убитыми детьми, разбомбленные хаты мирных жителей в Барвенково, из-под которых чудом удалось откопать восьмерых ребятишек, изуверски истребленный в Югославии медсанбат – раненые, врачи и медсестры... А значит, доблестному артиллеристу (на его петлицах черного цвета с далекого 1941-го – знаменитая эмблема, скрещенные старинные пушки) не пришел еще час уйти на покой. Те, кому доводилось слышать удивительные рассказы Петра Алексеевича о пережитом, знают, как светел его математический ум, как ветеран крепок и деятелен, буквально заряжает слушателей энергией, – и это в свои весьма почтенные годы. Каждая из его документальных новелл поразительным образом воздействует на слушателей, включая молодежь, избалованную современной кинопродукцией не про войну, а про «войнушку». Немало юных россиян впервые осознают, насколько были страшны военные будни, но и в самых нечеловеческих условиях один за другим, миллион за миллионом увенчивали себя бессмертной славой наши солдаты и офицеры. Наши деды и прадеды.
Книги Петра Алексеевича «Война, какой она была», «Так воевали мы и жили», «Внукам о войне» и другие прочли даже там, куда их автора не приводила Вторая мировая, например, в Великобритании. Английский бизнесмен и общественный деятель Крис Холгейт, на днях вновь посетивший Курск, знакомит своих сограждан с потрясающими свидетельствами участника событий 1941-1945 годов, о которых потомки союзников по антигитлеровской коалиции и не подозревали. Оказывается, Советский Союз такой ценой заплатил за победу над вермахтом, что куда уж там Соединенному Королевству и Соединенным Штатам! И историческая правда торжествует благодаря трудам курянина, изданным в Европе.
...А тем временем юбиляр принимает многочисленные поздравления с 95-м днем рождения. Каких только гостей не увидеть в эти дни на пороге квартиры Петра Алексеевича, каких только обратных адресов не прочесть на конвертах!.. Ведь, кроме военных заслуг (перечислим хотя бы, как говорится, «беглым огнем»: Ржев, впоследствии спасенный исследователем от несправедливого умалчивания, Курская дуга, освобожденные Донбасс, Украина, Молдавия, Румыния, Болгария, Сербия, Венгрия, Австрия, Чехия, разгром Японии), на счету курянина и другие свершения. За какой труд ни брался бы Петр Алексеевич, его дела всегда были именно свершениями, а не буднями «от» и «до». Уже и имена его сыновей (Николай Петрович – авторитетный физик, Вадим Петрович – известнейший в Курске кардиолог) заставляют почтительно склонить голову перед столь ответственным отцом. Примечательно, что даже внук Павел (некогда тот самый любознательный малыш, запечатленный с дедом на портрете кисти Михаила Заутренникова) – тоже фигура уважаемая: он признанный мастер бального танца.
А сколько бравых «сыновей» взрастил, передав патриотизм и знания, Михин,  преподаватель Суворовского училища – сначала в Курске, а после переезда в Уссурийске! Ни одна из традиционных встреч выпускников, в числе которых  известные военачальники и специалисты в других сферах, не обходится без горячих слов признательности в адрес педагога. Кстати, на его кителе рядом с наградами за героизм на фронте (прочтите статут орденов Красной Звезды, Отечественной войны, тем более Александра Невского, Красного Знамени: их кавалер должен быть просто богатырем из былин) приметны символы и трудового величия, включая знак почетного звания «Заслуженный учитель РСФСР». Как руководитель известного всем учителям области Института повышения квалификации, Петр Алексеевич был одним из тех, кто поднял просвещение в регионе на высокий уровень в масштабах всего Советского Союза. Так что в огромном поздравительном хоре не счесть и голосов курского учительства. Для жителей Ржева, носящего звание Города воинской славы, пронзительно мужественные и честные публикации курянина были глотком свежего воздуха: они положили конец молчанию о героических страницах крупнейшего сражения. А уж от «армии» читателей («дислоцированной» в самых разных уголках России и даже зарубежья) благодарностей Петру Алексеевичу не счесть. Ведь на страницах книг он не только создал достойнейший, крепче бронзы и гранита, памятник товарищам: и перечисленным поименно, и всем-всем расчетам, батареям, дивизионам. Петр Михин, человек удивительного мужества, удивительной судьбы, выполнявший боевые задачи в самых гибельных ситуациях, и сегодня ведет бой со страшными врагами: ложью, беспамятством, равнодушием.
Богатырского здоровья, успехов в устремлениях, новых книг и новых читателей горячо желает юбиляру   и коллектив «ГИ».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...