Все статьи номера (3823)

Власть

Культура

Новости

Актуально

Здоровье

Обратная связь

Спорт

Деловой курьер

Потребитель

Творчество



Статистика посещений
сайта газеты за сутки:

просмотров 1590;
посетителей: 929;
*по данным сервиса http://www.liveinternet.ru/
Газета «Городские Известия» № 3823 от 04 марта 2016

Нет большего несчастья, чем хороший муж!

И в этом смогли убедиться зрители, побывавшие в Курском драматическом театре имени А.С. Пушкина на премьере спектакля «Ктуба» («Брачный договор»).

Народный артист России Евгений Поплавский давно знаком курской публике и любим ею. Как актер прежде всего. И Дед  Мороз с солидным стажем. Но только заядлые театралы скрупулезно подсчитывают его очередные удачи на другом, не менее сложном фронте – режиссерском. У обычного зрителя имя постановщика спектакля, как правило, быстро уходит из памяти.
По свидетельству самого Поплавского, этот пласт он «взрыхлил» в Курске, прежде всего, спектаклями для детей, сказками. Ибо, по глубокому его убеждению,  именно в этом жанре ярко и разнопланово раскрываются резервы души и актеров, и режиссера.
В багаже Евгения Семеновича – 10 таких замечательных подарков детворе – курской и челябинской (с 2001 по 2009 годы артист жил и служил Мельпомене в столице Южного Урала). И уже четыре работы для взрослого зрителя, – и все они ныне в репертуаре курского театра. Это «Голодранцы и аристократы» (2011 год),  «Правда – хорошо, а счастье лучше» и «Номер 13» (2014-й), «Ктуба» (2016-й).
«К удаче надо быть постоянно готовым», – говорил актер и писатель Леонид Филатов. То есть, всегда в рабочем состоянии, в нацеленности на победу.  Успехи на режиссерской стезе Евгения Поплавского определены не одним лишь постоянным творческим состоянием.  Мысль о том, что люди живут, зачастую не видя друг друга, отчетливо проступает не только во многих его актерских работах, начиная от первой заглавной роли на курской сцене (Николай Потехин в горьковских «Чудаках», 1984 год), но более – в поставленных им спектаклях. И это говорит о сложившемся творческом почерке. Наиболее обозначена эта мысль в «Ктубе».  
Комедия. Еврейская притом. Значит, брызжущая иронией, юмором, а кое-где и сарказмом. Не трагическое повествование о судьбе народа (как в «Поминальной молитве» Григория Горина, поставленной в курском театре в 1990 году), но тоже порой драматичное представление жизни семьи, где ручейками, сливающимися в реку, переплетаются ничем не примечательный быт и романтические воспоминания, громкие ссоры и едва различимые мелодии любви, обыденное и возвышенное.
Автор – известный еврейский писатель и драматург Эфраим Кишон и переводчик  с иврита Марьян Беленький показали эксцентричную историю обычной израильской семьи, в которой неожиданное отсутствие ктубы (брачного договора родителей, предъявляемого при регистрации браков выросших детей) послужило поводом для выяснения отношений между отцом и матерью невесты, а заодно и всех остальных персонажей, вовлеченных в этот круговорот событий.
Режиссерское построение мизансцен позволяет четко обозначить несколько сюжетных линий, по которым развивается действие. Первая и поначалу сдержанная: соседи мы или нет?.. Здесь и нежелание Шифры (засл. артистка РФ Галина Халецкая) интересоваться сплетнями, и ее готовность бесплатно помочь соседке Яфе (засл. артистка  РФ Людмила Мордовская  и Ольга Легонькая), и все более нарастающее напряжение от притязаний Яфы на кусок чужого семейного пирога. И как итог неприкрытое противостояние Шифры, ее дочери Аялы (Юлия Гулидова и Екатерина Прунич) и примкнувшего к ним Буки (Евгений Сетьков и Михаил Тюленев) напору соседки.   
Вторая – и главная – взаимоотношения Шифры и Элимелеха (засл. артист РФ Александр Швачунов). На протяжении всего спектакля идет непрерывная борьба между прошлым и настоящим с извечным вопросом: куда уходят любовь и нежность? (Она помнит фиалки, сорванные  для нее на лугу, а он… лошадь, на которой прискакал за нею).
И далее, последовательно: Аяла – и ее жених  Роберт (Сергей Тоичкин), довольно принужденная связь «из лучших побуждений»; Роберт – мама (только по телефону и в пересказе ее слов сыном, полностью подчиненным диктату матери); Буки – Аяла (от мгновенно вспыхнувшего интереса с одной стороны и показного раздражения с другой до обоюдного согласия на любовь и верность).
Но при этом спектакль отнюдь не распадается на части, наоборот, обогащается перипетиями всех этих линий  и являет собой крепко сбитое действо, в котором есть место и эксцентричным, и лирическим сценам.
Все происходит на одной площадке, оборудованной предельно скромно и узнаваемо (художник-постановщик лауреат Государственной премии России Александр Кузнецов). Типичный быт – со множеством дверей, ведущих в комнаты и службы; непритязательная мебель с набором необходимых для жизни предметов, вот только стол в середине явно притягивает взоры, обещая стать центром событий. Три стула, которым тоже отведена своя роль. Здесь интересны две детали, подчеркивающие национальный колорит: стена, имитирующая ширму (неотъемлемая часть мебели в еврейском доме), и хупа  (атрибут свадебного обряда иудеев), в данном случае – полог, осеняющий этот дом.
Довольно скудное это убранство используется режиссером весьма изобретательно. Стол – место встречи всех членов семьи за трапезой, «плацдарм» для демонстрации любимых героем – сантехником труб, кранов и инструментов в его бесконечных рассказах о «трудовых подвигах»; наконец, предполагаемая лежанка для несостоявшихся любовных утех. Короче, вокруг стола сконцентрированы все события, происходящие на сцене.
Безупречно разыграны сценки со стульями – экспрессивные и безумно смешные.  Шифра, убегая от разъяренного мужа, то с размаху кидает их, а Эли ловко ловит, то швыряет ему под ноги, а он резво перескакивает через преграды, догоняя свою «жертву». И становится понятным, что отнюдь не злость уже движет «разыгравшимся» супругом, а чисто мужской азарт.
Очень комично, но и романтично притом смотрится сценка, опять же со стулом, разыгранная дважды: сначала дочерью, наставляющей отца, как надо признаваться в любви, потом самого героя, желающего заполучить повторное согласие жены на «законный» брак.
В спектакле вообще хватает комизма: от самого посыла – поиска брачного свидетельства и вариантов его получения вновь, придуманного автором, до зримого воплощения текста пьесы режиссером и актерами. Так, Буки, волею случая попавший в дом Элимелеха, все порывается сорваться и убежать по своим делам, а Эли методично усаживает его на место, как нетерпеливого ребенка. Или позже, заметив, что голова Буки все время повернута в сторону Аялы, пятерней настойчиво возвращает ее на место, требуя внимания к себе. А перебрасывание стопки выглаженного белья от одного персонажа к другому! Все это проделывается легко и непринужденно, создавая  «нужную» суету в этой безалаберной и шумной семейке.
Смешна и музыкально органична сценка беготни, опять же  вокруг стола, решенная в стиле традиционных национальных па (здесь и в финале хорошо поработала балетмейстер Галина Халецкая).
А как мастерски, эмоционально, с великолепной жестикуляцией и мимикой разыграна сценка «сольного выступления» Шифры, смешно и горько повествующей о том, каким предстает в семейной жизни ее спутник!  Несколько минут фонтанирующей экспрессии, от гротеска до трагизма, – и вся душа и жизнь героини как на ладони. Похоже, что эта яркая картинка-вспышка находит отклик в зале не только благодаря игре актрисы. Ибо все представленное в ней практически «срисовано» с каждой семьи, живущей на просторах России, а не только в Израиле.
В дуэте Швачунова – Халецкой не чувствуется, что это – игра. Тот редкий случай, когда, принимая условность театрального действа, забываешь о нем.  Словно вдруг растаяла стена, за которой живут обычные люди, с их перепалками меж собой, объяснениями, непониманием и новым обретением былых чувств, не подозревая, что кто-то наблюдает за ними. И от этого еще более достоверными, несмотря на курьезность, кажутся все коллизии спектакля.
Швачунов - Элимелех – типаж узнаваемый. Любит работу, но более – себя в ней. Ревнитель порядка в доме, но сам – главный его нарушитель. Симулянт, спекулирующий на мнимых хворях. Всех упрекает в умалении роли главы семьи, но в жене видит лишь бессловесную служанку. Хитрюга, якобы не желающий волновать близких, но терроризирующий всю семью и напоказ флиртующий с соседкой. Набор качеств сам по себе непрост. Но если прибавить к этому и явственно проступающую ранимость и боязнь одиночества, и, как оказалось,  не погасшую любовь к жене, становится ясно, сколь сложный характер показал нам актер так достоверно, что усомниться в наличии этих черт не приходится.
В противовес ему героиня Халецкой предстает немногословной, неслышной, как тень, угождающей мужу. И лишь постепенно, набирая обороты, актриса раскрывает сущность Шифры: умна, иронична, со своими интересами, бережно хранимой любовью, умеющая постоять за себя и проявить характер. Эта роль – несомненная удача актрисы.
Совершенно потрясает запас энергии у этого дуэта в предельно насыщенном движением спектакле. И хватило ведь сил на бурный финальный танец с замысловатыми коленцами и темповой музыкой!
Персонажей немного, и практически все хороши по-своему. Блистательна Юлия Гулидова – в каждом движении. В ней играет все: тело, глаза, голос, мимика. Актриса демонстрирует отличную пластику, все у нее выходит словно само собой, естественно и кокетливо.  Жаль, что не дотягивает до этой планки вторая исполнительница роли невесты Екатерина Прунич.
Чрезвычайно интересна работа Сергея Тоичкина (Роберт), эдакого приличного еврейского маменькиного сынка, очень правильного (до занудства) и брезгливого. Постоянно обыгрываемая деталь: белый платочек, появляющийся как по волшебству в руках жениха, чтобы, садясь, подстелить на стул, диван и так же незаметно убрать. То есть, зрители отчетливо замечают этот трюк, но сам актер как бы   не акцентирует на нем внимание, выполняя его «на автомате». Он (уже другим платком!) и руку вытирает после знакомства с Буки, и губы от поцелуя невесты, предпочитая сам чмокать ее только в лоб. Типаж передан превосходно, при том, что зрителю в его игре открывается и второй план: сквозь комизм явственно проглядывает драматическая суть задавленного обстоятельствами и маменькиной властностью сына-недотепы. И, пожалуй, это единственный персонаж, в котором  стоящими штопором завитыми волосами, костюмом и кипой (шапочкой) на затылке   подчеркнута принадлежность к еврейской нации.
Невеста в итоге выбирает не Роберта, а Буки, и это понятно: член кибуца (вид коллективного сельскохозяйственного производства в Израиле) молод, хорош собой, раскован, ироничен, а главное, не скрывает своего интереса к девушке, что называется, наплевав на отсутствие ктубы, о которой ревностно печется Роберт с подачи маменьки. Исполнители существенно разнятся. Евгений Сетьков – отличный импровизационный актер, и все у него происходит спонтанно, предельно естественно. Михаил Тюленев – немного наивный, мальчишески беззаботный, с распахнутыми любопытными глазами, весельчак, не упускающий возможности почудить.
Роль «возмутительницы спокойствия» – соседки Яфы – тоже смотрится по-разному. Ольга Легонькая, которую критика позиционирует как актрису внешне трогательную и беззащитную, но со стальным характером, и в «Ктубе» предстает обаятельной, но хищницей. Ее героиня четко знает, чего она добивается, и, презрев все преграды, упрямо идет к цели, используя все женские «штучки», дозволенные и не очень.
И все же, сравнивая два стиля игры, нельзя не отметить, что ею роль ведется «на нерве», тогда как Людмила Мордовская пускает в ход всю свою женскую привлекательность и грациозность. Она  – воплощение изящества, даже в самых нелепых ситуациях. И хотя притязания ее героини к соседу тоже налицо, выглядят они мягче, с присущей еврейскому юмору тонкостью. Удачно найденная «голосовая» характеристика героини, правда, порой эксплуатируется слишком часто, и это перестает быть смешным.
Достойно  воплощены во многом, стараниями музыкального оформителя заслуженного работника культуры РФ Ильи Сакина и художника по свету Бориса Михайлова лирические сцены, великолепно подчеркнутые музыкой и игрой света. Как хороши эти дуэты жены и мужа, матери и дочери, и материнская песня, и растроганные воспоминания, что было «30 лет тому…», и какими они были – юные Шифра и Эли – чистые помыслами, с надеждами на счастливую жизнь…
Чем подкупает зрителя  новая работа режиссера Поплавского?  Это повод оглянуться каждому на собственный семейный очаг, подумать, как и когда начинаются метаморфозы прежде любящих людей в задавленных бытом, придирками и упреками, почти готовых к разводу чужих? Это посыл к переосмыслению отношений, к единственно верному утверждению (в спектакле из уст Элимелеха): «Человеку нужен кто-нибудь, кому бы он смог рассказать о своих проблемах». Тех, что занимают ум, что на сердце лежат, которые он может доверить только любящей душе, способной понять, простить и утешить…
…Над жилищем Борозовских провисает светлый полог, хупа, Богом освящаемый и охраняемый мир семьи. И в финале он колышется, «пляшет», в такт лихому танцу всех участников представленной истории. Остается лишь удивляться, как подвластны оказались актерам – и молодым, и более зрелым, и непростые па еврейской танцевальной стилистики, и все убыстряющийся темп.  Красивая точка в двухчасовом зажигательном действе, обрамленном «букетом» сплетающихся звуков, грустных и веселых, подчеркивающих и национальный колорит драматургической основы, и общий настрой спектакля – на позитив.

Автор: Валентина КУЛАГИНА

Фотограф: Александр МАЛАХОВ

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * c50a9be1501cf5df2cb3719e646d5842

Действие

Последние новости Курск

19/11/2019 Курским школьникам сохранили бесплатный проезд
Такое решение сегодня приняли депутаты Горсобрания.

19/11/2019 В курской гостинице «Центральная» откроют два ресторана
В гостинице «Центральная» начался ремонт помещений, расположенных на первом этаже.

19/11/2019 Мемориал «Курская дуга» передадут области
Сегодня депутаты Горсобрания приняли решение передать в государственную собственность Курской области объекты мемориального комплекса «Курская дуга».

19/11/2019 Курскому парку добавят парковочных мест
Решилась судьба неработающего тира, который расположен рядом с парком имени Дзержинского.

18/11/2019 Куряне снова соберутся на «Экодворе»
После первой встречи было собрано 18 килограммов ценного сырья: макулатуры и стекла.

18/11/2019 Курских сирот научат оформлять недвижимость
Кадастровая палата Курской области проконсультирует детей-сирот в рамках акции «День правовой помощи детям».

18/11/2019 В Курске ищут свидетелей ДТП
17 ноября около 16 часов на улице Соловьиной произошла авария, в которой пострадал 37-летний мужчина.

18/11/2019 Курянин вынес батареи из подъезда
41-летний мужчина подозревается в совершении кражи.

18/11/2019 В Курске — очередная авария на теплосетях
Без горячей воды осталось большинство районов Сеймского округа.

18/11/2019 Вывоз мусора в Курске подорожает с 1 декабря
Новые нормативы будут выше ныне действующих, но меньше тех, что применялись для расчетов до декабря 2018 года.

Электронная копия
номеров

Подписка на
электронную версию.

Подписка на PDF версию приложения «Деловой курьер»

Оформить подписку
Яндекс.Метрика