Костюм ценили как недвижимость
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Народный костюм весит как искусственная шуба – тяжелыми складками ложится за спиной узорчатый фартук, оттягивает голову большой платок...    
Курская мастерица Екатерина Черноок сшила его почти полностью вручную: два года назад она основала клуб народного костюма, где влюбленные в традиционную культуру люди встречаются, обмениваются умениями и осваивают старинное ремесло пошива костюма.
За окном гудит переполненная улица, сигналят автомобили, спешат непрерывным потоком люди. Несколько столетий шумит город, но Екатерине Черноок удалось отвоевать у него маленький кусочек – ее квартира в центре Курска напоминает избушку лесной колдуньи, где полы устелены узорчатыми коврами, пахнет неведомыми травами, а на полках прячется разноцветная посуда. Три года назад Екатерина переехала в Курск с идеей перенести сюда свою страсть – в столице она 15 лет занималась историей народного костюма в клубе «Русские начала». Почти каждая вещь в доме мастерицы имеет затейливый яркий принт. Кухонный стол, например, застелен темно-синей льняной скатертью, узор которой выполнен в технике «кубовая набойка» (нанесение рисунка вручную квадратной печатью, в результате получается повторяющийся орнамент).
– В московской квартире были белые стены, белая посуда, такой минимализм, – улыбается хозяйка, разливая по пиалам ароматный чай. – А здесь – буйство цвета. Эта скатерть имеет традиционное для чехов сочетание синего фона и белого рисунка. Техника кубовой набойки была знакома и курянам – в ХIХ веке здесь жили два   мастера, которые таким образом украшали ткань.
Приехав в Курск, Екатерина решила найти единомышленников, увлекающихся народной культурой.
– Услышала, что какая-то группа собирается на Боевой даче на посиделки, – вспоминает собеседница. – Сходила, после начала участвовать в качестве организатора мероприятий. Предложила сделать «Вечерки» – когда и молодежь, и взрослые могут приходить в народных костюмах, исполнять традиционные песни и танцы. Идея понравилась, провели несколько встреч.
Когда костяк Курского клуба народного костюма сформировался, мастерица обратилась в киноцентр духовной культуры имени Щепкина с просьбой предоставить помещение, там не отказали.
– Все закрутилось в 2014 году, после того как организовала приезд клуба «Русские начала» на Красную горку, – воодушевленно продолжает Екатерина. – Они привезли три коллекции костюмов, выступал фольклорный ансамбль из села Илек Беловского района, «Ильковские самоцветы» – заводные и увлеченные бабушки.
Екатерина готова без конца обсуждать ткань, орнаменты, особенности сочетания цветов в алтайских костюмах. Интересно, что сначала наша героиня занималась музыкой и даже играла в джаз-бэнде.
– Я родилась в Пермской области, закончила там музыкальное училище по классу саксофона, – поясняет Екатерина. –  В Москву уехала поступать в музыкальную академию имени Гнесиных, но отделение классической музыки было не по карману – инструменты очень дорогие. Тогда поступила в Московское училище на эстрадно-джазовое отделение. Еще какое-то время занималась музыкой, но вскоре поняла, что это не мое. Мне срочно требовалось найти альтернативу, дело, от которого захватывает дух. Тут я вспомнила, что мне всегда нравилась история.
В журнале Екатерина увидела телефон клуба «Русские начала», позвонила, пришла и осталась на 15 лет. Экспедиции, сотрудничество с ведущими музеями страны... Накопила опыт и создала свой клуб в Курске.
– «Русские начала» активно занимаются северной, центральной частью России, а мы пытаемся изучать юг, – рассказывает мастерица. – Начали с азов – с традиционной вышивки. Постепенно стали шить. Освоили сажение по бели, пробовали ткачество. Бывает ткачество на станке, а бывает ручное, на дощечках с челноком. В Курске активно использовался именно этот вид ремесла. Тонкие тканые пояски из шерстяных ниток использовались как тесьма, ими обшивались сарафаны. После освоения ручного ткачества у нас появился свой мастер по тканым поясам.
Орнамент для поясов курские ткачихи берут с фотографий музейных экспонатов или придумывают сами – главное, чтобы цвета и узор соответствовали традиционным.
– Цветовая гамма довольно каноническая, – делится Юлия, работник детского сада, а по совместительству ведущий специалист клуба по тканым поясам. – В те времена восприятие цвета отличалось от современного. В середине ХIХ века появились анилиновые искусственные красители, ранее использовались травяные настои. Поэтому считалось, чем ярче – тем красивее. Часто использовали малиновый цвет с красным, желтый с зеленым. В Курске преобладает черный цвет, но были и красные праздничные костюмы. Поясу придавался особый смысл – как только ребенок рождался, ему повязывали шнурочек, это считалось защитой от недобрых сил.

Шик народного наряда
Не терпелось увидеть творения мастериц. Как оказалось, мастерская клуба находится в соседней квартире. Если в доме Екатерины уютный полумрак и разноцветье, то здесь – белые стены и много света. На большом столе лежат отрезы ткани, в углу – старинная прялка. Хозяйка работает над созданием украшения в технике «сажение по бели» или «низание жемчугом». На деревянных дощечках натянута плотная белая ткань, к ней пришивают бусины и тесьму.
– Для Курска характерно смешение культур. В Курской губернии было много «однодворцев» – служилых людей, состоявших из обедневших дворян и не имеющих крупного дохода. От поместий оставался один двор. У них была своя сословная культура и костюмные комплексы, имеющие, например, высокий воротник. Эта культура частично сохранилась во многих курских деревнях, – проводит экскурс в историю Екатерина. – Костюмы стараемся шить полностью вручную, а машинкой стачиваем только крупные полотнища. Украшения делаем тоже руками. Вот комплект косников (мастерица показывает расшитое бисером украшение трапециевидной формы в половину ладони). Они привязывались к концу косы незамужней девушки.
Костюм на вешалке: полностью парчовый, светло-бежевый, расшитый золотистыми нитями – иначе как шикарным не назовешь. Похож на свадебный наряд зажиточной дворянки, но, как оказалось, такие платья носили обычные крестьяне.
– К свадьбе начинали готовиться за много лет, шили и вышивали сарафаны, покупали у заезжих торговцев дорогие ткани, – объясняет мастерица. – Свадебный комплекс был полностью шелковым. Костюм ценили как недвижимость – его могли один раз надеть, а потом продать и перепродать. К этому костюму я сделала кику, или кокошник, по образцу, который выставлялся в Русском этнографическом музее.
Екатерина извлекает из слоев ткани как драгоценность треугольный головной убор почти в полметра высотой, отдельно к нему идет налобник – мелкие бусины сплетены единым полотном, как кольчуга, и закрывают лоб и виски. Этот экземпляр слишком ценный, его, увы, примерять нельзя, но нашелся у мастерицы костюм и для моего плеча, созданный по образцу старинных нарядов алтайских красавиц.
Наверное, девушки в старину собирались действительно долго: праздничный костюмный комплекс состоит минимум из трех слоев. А тот, который на мне, – из четырех: на длинную рубаху с рукавами надевается цветной сарафан, поверх – яркий передник до талии, который украшает тканый пояс. Затем – еще один шелковый передник, тяжелый, широкий, который закрыл предыдущие слои. И наконец завершающий штрих – яркий платок с бахромой на голову. Все это весит довольно много и сковывает движения, но в костюме на удивление комфортно и даже уютно: видны только кисти рук и лицо, но как будто в вечернем платье. Костюму, особенно праздничному, придавался особый гендерный смысл – в таком комплексе можно печь затопить, еды приготовить, а вот дрова рубить во дворе уже не получится, для этого, будьте любезны, наденьте штаны или юбку полегче. Жаль, что и в утреннюю маршрутку в рубахе, сарафане и переднике со шлейфом никак не втиснуться.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...