Женщина в Русском сарафане
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Женщина в Русском сарафане


Так называется скульптура Надежды Плевицкой, выполненная в 1925 году   Сергеем Коненковым.    
В декабре 1924-го Сергей Тимофеевич Коненков  выехал в США, сопровождая выставку русского искусства. По приглашению городов Северной Америки экспозиция два года путешествовала по США и Канаде после официального закрытия. Круг общения скульптора расширялся. В Нью-Йорке он часто встречал певца Федора  Шаляпина, бывал в его гостеприимном доме. Познакомился и подружился с  композитором Сергеем Рахманиновым.
В это время на гастролях в США была и Надежда Плевицкая, Коненков попал на ее концерт. Народные песни и мелодии в исполнении Плевицкой пленили и Рахманинова. Курскую хороводную «Румяницы, беляницы вы мои», записанную с голоса Плевицкой в гостинице, композитор в обработке включил в цикл «Три русские песни». Сергей Васильевич настолько  проникся уважением и любовью к самородному таланту Плевицкой, что взялся  аккомпанировать ей на нью-йоркских концертах.
Коненков  рассказывал о впечатлении от концерта Плевицкой и Рахманинова: «Одета Плевицкая в русский сарафан, на голове кокошник – весь в жемчугах. Рахманинов в черном концертном фраке, строгий и торжественный. У Плевицкой, выросшей в русской деревне, жесты женщины-крестьянки, живые народные интонации, искреннее волнение в голосе.
Помню, я еще молодушкой была,
Наша армия в поход
куда-то шла.
Вечерело. Я стояла у ворот,
А по улице все конница идет.
На концертах было много русских эмигрантов. У некоторых на глазах слезы. Всем хотелось, чтобы она пела вечно, чтобы никогда не умолкал  проникновенный голос. Эмигрантам ее пение душу переворачивало. Голос Плевицкой казался голосом навсегда потерянной Родины».
Коненков загорелся желанием сделать портрет Плевицкой. Начались сеансы позирования. Скульптор попросил Надежду Васильевну приезжать в праздничном наряде курской крестьянки – сарафане, кокошнике и бусах. Такой она запомнилась ему на последней встрече в России, на концерте в мае 1914 года. Коненков вылепил Надежду Васильевну задумчивой, отрешенной от суетности мира, будто мыслью, памятью, сердцем она в родных краях. Смягчив резкие крупные черты лица, он все-таки добился поразительного сходства. Любовь, нежность, проникновение – все есть в портрете Плевицкой работы Коненкова. Сергей Тимофеевич пояснил: «Я постарался в облике ее подчеркнуть, что она русская крестьянка».
Первым увидел готовый портрет Рахманинов. Независимый, строгий, величественный, он медленной, прямой походкой обошел бюст кругом. Вдруг впился взглядом в кисть левой руки, подпиравшую щеку, и сказал: «Лучше сделать ручку нельзя». Уходил от Коненкова счастливый и радостный. Рахманинов обожал Надежду Васильевну, и это чувство перенес на  скульптуру. Она для него стала воплощением возвышенного и земного мира народного песенного творчества – живой русской песней.
Да и как не восхищаться творчеством Плевицкой, резко развернувшим к народному стилю отечественную эстраду! Плевицкая первой спела на сцене о гибели «Варяга», о пожаре Москвы 1812 года, о событиях «на старой Калужской дороге» и в «диких степях Забайкалья», о замученном тяжким трудом кочегаре («Раскинулось море широко»), о несчастных каторжниках в ссылке («Когда на Сибири займется заря»), о горестях фабричного люда («Дума ткача»), о смерти бедной крестьянки («Тихо тащится лошадка»)... Ее песенное творчество вобрало богатства народной культуры, бередящих сердце русских напевов.
Близость и дружба с Рахманиновым, которому остро недоставало Родины, побудили Коненкова в 1925 году создать и скульптурный портрет композитора. Так, Коненков в 20-е годы увековечил выдающихся деятелей русской культуры, в их числе Надежда Васильевна Плевицкая и Сергей Васильевич Рахманинов.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...