Дорога мужества
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Подготовка к боям на Курском выступе требовала значительно увеличить железнодорожные грузопотоки для транспортировки военной техники и боеприпасов.    
Воронежский фронт не имел железнодорожной коммуникации,  пользовался для подвоза грузов железной дорогой Центрального фронта Касторная–Курск. Ее пропускная способность  не обеспечивала нужды двух фронтов, что особенно сказывалось на перевозках Воронежского фронта, тем более что железнодорожные узлы Курск и Касторная подвергались систематическим налетам авиации противника. Военный совет Воронежского фронта обратился 7 июня 1943 года в Государственный Комитет обороны с письмом, подписанным командующим Воронежским фронтом генералом армии Н.Ф. Ватутиным и членом Военного совета Воронежского фронта генерал-лейтенантом Н.С. Хрущевым, с просьбой разрешить постройку железнодорожной линии Старый Оскол (с 1934 года по 1954-й в составе Курской области) – Ржава, общей протяженностью 95 километров, включая станционные пути. В письме предлагалось строительство дороги возложить на управление военно-восстановительных работ,   рельсы снять с путей  Ржава–Белгород и Льгов–Готня, обязать Курский обком ВКП(б) и Курский облисполком привлечь местное население в количестве 20 тысяч человек и тысячи повозок на весь период строительства, приступить к работам 15 июня 1943 года и закончить строительство линии 15 августа 1943 года.
За два месяца предстояло выполнить огромный объем работы: устроить насыпь, возвести 10 мостов, уложить 95 км железнодорожного полотна. Для исполнения решения Государственного Комитета обороны от 8 июня о строительстве железнодорожной линии Старый Оскол–Ржава бюро Курского обкома ВКП(б) и исполком облсовета депутатов трудящихся 14 июня приняли соответствующее совместное постановление: создать в каждом районе строительную колонну, начальниками колонн утвердить вторых секретарей райкомов партии, в каждой колонне организовать железнодорожные строительные отряды по 100 человек, обкому комсомола привлечь на строительство общественное питание и торговлю товарами широкого потребления, а также медицинское обслуживание, наладить идеологическую работу, утвердить переходящее Красное знамя обкома партии «За высокие показатели на строительстве».
Уже 17 июня на строительстве железнодорожной линии было сосредоточено 25 тысяч человек - подростки, девушки и женщины, 1280 лошадей с повозками. Вместе с трудящимися работали железнодорожные бригады и военные спецформирования. Редактор боевых листков Тамара Кривошеева писала: «Работа началась в день прихода. Носилки, лопаты, кирки – вот основной рабочий инвентарь... На пути раскапывали лопатами холмы высотой до 400 метров; встречались трясины, которые глотали балласты. К вечеру нас бомбили…».
Рядом со взрослыми тяготы работы и быта переносили и подростки 15-18 лет. Участники строительства вспоминали, что работали даже дети. Подростки возводили насыпь для железнодорожного полотна. Лопатами долбили землю, на носилках ее переносили и утрамбовывали специальными приспособлениями из  бревна. Дорога шла и болотистые участки, тогда объем работы увеличивался. Трудились иногда по две смены подряд. Частенько в районе строящейся дороги показывались немецкие самолеты, обстреливали людей на насыпи, но и в таких условиях никто не бросал работу.
Ухудшала положение бытовая неустроенность: скудное питание, неподготовленные помещения для жилья, отсутствие отдыха. Но несмотря ни на что самые молодые члены бригад находили силы выступать с концертами перед рабочими.
16 июля 1943 года, на месяц раньше срока, железная дорога Старый Оскол–Ржава начала работу. На Воронежский фронт пошли поезда с артиллерией, танками, боеприпасами, продовольствием. Задание Государственного Комитета обороны было выполнено досрочно за 32 дня, уложено 86 тысяч кубометров грунта, построено 56 сооружений!
На магистрали, получившей название дорога мужества, была достигнута самая высокая (два-три километра) среднесуточная производительность за весь период Великой Отечественной. Всего на строительстве работало около 25 тысяч человек. Первый поезд по открывшемуся участку провел машинист В. Несмеян.
Новая линия облегчила положение на направлении Касторная–Курск, гораздо быстрее стал продвигаться вагонопоток. Воронежский фронт получил выход на линии Курск–Белгород, а также изолированный участок Ржава–Обоянь. Дальность подвоза снабженческих грузов автотранспортом сократилась на 120-150 километров, а по времени – на сутки и даже двое. Появилась возможность организовать кольцевое одностороннее движение поездов по маршруту Касторная–Сараевка–Старый Оскол. Дорога мужества, открывшаяся в самый разгар Курской битвы, способствовала успешному ее завершению.
Это строительство по темпам и самоотверженности  не имело аналогов ни раньше, ни позже. За трудовой подвиг и мужество 368 строителей были награждены орденами и медалями.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...