Куряне по обе стороны экрана
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Куряне по обе стороны экрана


День 27 августа, когда Владимир Ленин, автор крылатых слов «Из всех искусств для нас важнейшим является...», подписал в 1919-м декрет о национализации «десятой музы» в России, для курян – праздник особенный.    
И дело не только в том, что в нашем крае родились и жили многие яркие актеры, режиссеры, другие служители любимого народом зрелища. Именно развитие кинофикации сберегло от разрушения Знаменский собор, а потом, после войны, способствовало восстановлению здания.
«Великий немой» спас великую святыню
Кто не помнит «зеленого» и «красного» залов, оркестра перед сеансами, площадки с точеными перилами на головокружительной высоте, а главное, самых популярных, выражаясь сегодняшним языком, блокбастеров, начинавших путь к курскому зрителю именно с экранов «Октября»?.. Впрочем, старейшим в регионе является киноцентр Госфильмофонда России имени Щепкина. Кстати, сегодня бывший городской театр торжественно украсят мемориальной доской, посвященной знакомству курян с открытием братьев Люмьер еще в 1897 году. И глубоко символично, что именно это старинное здание было запечатлено в самой дорогой для курян киноленте об освобождении Курска в 1943-м,  недавно обнаруженной в столичном архиве местными энтузиастами-историками.
Любопытен и тот факт, что советская власть в нашем крае была провозглашена не под выстрелы и залпы, а... в помещении «синематографа», как тогда говорили, под названием «Гигант». На его месте впоследствии воздвигли приметный обелиск в виде гигантского красного знамени.

От «гаража» до Голливуда
Когда знакомишься с вкладом курян в кинематографию, понимаешь, что практически ни одна глава ее истории не написана без наших земляков. А вот, скажем, Голливуд? Пожалуйста, загляните на выставку «Внимание! Мотор!» в краеведческий музей и там узнайте об актрисе Ольге Морен (Беловой), снимавшейся на «фабрике грез» в пору становления крупнейшего в мире центра по производству кинофильмов. Заодно экспозиция знакомит с аппаратурой разных лет, включая камеры Сергея Эйзенштейна. Его соавтором в лучшем фильме всех времен и народов (да-да, этот титул утвержден на международном уровне) «Броненосец «Потемкин» был Николай Асеев, более известный нам как поэт.
Уроженцы Курска и области играли у лучших режиссеров Советского Союза и России от Сергея Герасимова, чье имя по праву носит Институт кинематографии, до гендиректора «Мосфильма» Карена Шахназарова. Новыми ролями радуют Юлия Галкина, Леонид Громов, Петр Логачев, Олег Мазуров... Еще более примечательные достижения принадлежат мастерам более старшего поколения.
Удивительна судьба примы еще немого экрана Веры Дженеевой (1890 – 1972). Отличница Мариинской гимназии Курска стала женой революционера Льва Карахана – он подписал Брестский мир от имени Советской России. Но след в культуре она оставила не по воле высокопоставленного супруга, к тому же бросившего Веру Викторовну, а благодаря таланту. Шедевр Якова Протазанова «Отец Сергий», снятый почти сто лет назад, при всех технических несовершенствах доныне входит в сотню лучших произведений отечественного кинематографа.
Когда в кино заявил о себе великий комедиограф Григорий Александров, миллионы советских зрителей начинали хохотать уже под начальные титры. В нестареющей «Волге-Волге», следом за именем великих Любови Орловой и Игоря Ильинского хор пел: «Страж коммунальных законов – артист Сергей Антимонов».
Высшая степень народного признания актера – когда реплики его персонажа входят в поговорки, как «Але, гараж!» Дворнику Охапкину сюжетом отведены считанные минуты, запомнился же он не хуже главных героев. Не менее великолепен служитель манежа в «Цирке». Но, к сожалению, мало кто из земляков выдающегося мастера знает, что отпрыск уважаемой в Курске купеческой фамилии принадлежал к первому поколению мхатовцев... Даже единственную биографию артиста создал не кто-либо из курян, а блестящий московский журналист, знаток кино и мультипликации Сергей Капков. Вот фрагмент его книги, дневник будущего «короля смеха»: «Из духовной пищи в Курске был театр со случайными спектаклями, две тюрьмы, общество покровительства животным и три кафешантана. Все. А я жаждал искусства, я задыхался без него. Стоило ли рождаться на свет, чтобы заботиться о выручке купца Холодова? Что я умею? Я умею дрессировать кошек и собак, писать стихи, делать разные упражнения на трапеции и турнике, я читаю монологи от Бориса Годунова до Хлестакова, пою куплеты, запускаю воздушные шары и фейерверки, жонглирую, катаюсь на велосипеде и коньках, имитирую птиц и животных, показываю фокусы, играю на балалайке и собираюсь написать трагедию «Нерон и Сенека». Мать грозится умереть от стыда за мои искусства или от горя, если я уеду от нее». И все же Сергей Иванович уехал: его дар оценил сам Немирович-Данченко (настоящий, не такой, как в ленте «Приходите завтра»). В наследие курянина входят и его 13 (!) пьес.
В том же «Цирке» взошла звезда подлинного кумира 30-40-х – Сергея Столярова. Именно в Курске, где мальчик оказался в 1918 или 1919 году при самых немыслимых обстоятельствах (среди страшного голода ехал со старшими братьями поездом из родной Тульской губернии в «Ташкент – город хлебный», в дороге заболел тифом и попал в курскую больницу, а затем в детский дом), он сыграл первые роли. А заодно и вообще узнал, что это такое. Пьесы были, конечно, лишь подобием драматургии –  что-то про парижских коммунаров. Но даже такая подготовка (а в Курске Сергей Дмитриевич прожил до совершеннолетия) помогла ему в будущем.
Наконец, Курск и сам побывал в «актерах» у такого безусловно признанного гения, как Андрей Тарковский. Правда, над фильмом «Сегодня увольнения не будет» о подвиге курских саперов в равной мере работал и Александр Гордон. (Только не путайте этого ветерана советского кино с нынешним модным телевизионным персонажем). Сорежиссер картины описал работу над ней в воспоминаниях, которые стоит прочесть каждому курянину, интересующемуся историей родного края. Чего стоит хотя бы несравненный Зиновий Гердт в дверях гостиницы «Курск» (нынешняя «Центральная»), с хитринкой обещающий «шпионить» за конкурентами молодых вгиковцев – бригадой картины «В твоих руках жизнь» на ту же тему.
Какие-то черты городского ландшафта конца 50-х сохранились только на пленке, например, шлагбаум на Верхней Набережной, нынешней улице Сонина, которую некогда регулярно пересекали... поезда. Но в основном Курск узнаваем до слез. Напомним, что в главной роли предстал будущий народный артист СССР Олег Борисов, а рядом с ним дебютировали Леонид Куравлев и Станислав Любшин.
И напоследок – сюрприз. В одном из ближайших номеров «ГИ» читайте беседу с Галиной Золотаревой – великолепной землячкой, служившей в культовом Театре на Таганке и снимавшейся в кинокартинах многих известных постановщиков.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...