«Кто-кто в теремочке живет?»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Кто-кто в теремочке живет?»


Словосочетание «памятник архитектуры» как понятие с юридическими последствиями возникло в нашей стране сравнительно недавно. Впрочем, и сегодня далеко не факт, что принадлежность того или иного строения к этой категории зданий дает полную гарантию его сохранности.    
Вспомним хотя бы судьбу Георгиевской аптеки на углу улиц Дзержинского и Гайдара. Но вот вам случай, когда,  старинное здание сумели сохранить в нашем городе и во времена архитектурно-исторического «беспредела», когда даже  храмы сносили без всякого сомнения...
В конце 1993 года Курскому государственному областному музею археологии был передан уникальный архитектурный комплекс, расположенный на пересечении улиц Гайдара и Пионеров. Двухэтажное здание, известное многим курянам под именем «палат бояр Ромодановских», и одноэтажный флигель являются самыми старыми светскими постройками города. Необычный облик главного здания породил среди местного населения множество легенд и преданий, самое известное из которых связывает старинное здание с именем Степана Разина, якобы проведшего одну ночь прикованным цепью к стене в обширных и глубоких подвалах под «палатами». Будоражили умы курских обывателей и провалы земли, идущие наискось через весь двор от крыльца к углу Троицкой церкви. Они послужили основой для появления слухов о подземных ходах, берущих начало в его подвалах и идущих оттуда в разные части Курска. Все эти сказания и легенды были собраны и опубликованы в начале XX века председателем Курской губернской архивной комиссии Александром Кобылиным. Именно с легкой руки этого исследователя название «Палаты Ромодановских» официально закрепилось за расположенным на углу Троицкой (современная улица Пионеров) и Золотаревской (улица Гайдара) улиц архитектурным комплексом.
Уже в наше время  на основе анализа архивных документов историки убедительно доказали, что князья Ромодановские никакого отношения к этому зданию не имели. В XVII веке воеводское подворье находилось на территории Курской крепости, там, где сейчас располагаются Знаменский собор и Воскресенская церковь, завод «Электроаппарат», областной краеведческий музей. Окончательный удар по легендам о Ромодановских нанесли исследования, проведенные на территории «палат» московским археологом Михаилом Фроловым в 1987–1988 годах. Не станем вникать в детали скрупулезного научного обоснования, остановимся лишь на окончательном выводе: ни конструкция фундамента, ни ведущий формат кирпича в кладке стен, ни стратиграфия не позволяют датировать главный дом усадьбы XVII веком: самая ранняя возможная дата – середина–вторая половина XVIII века.
Таким образом, поскольку начало строительства «палат» относится к середине XVIII века и, вероятно, шло параллельно возведению расположенной напротив церкви Святой Троицы (начало строительства – 1742 год), можно осторожно предположить, что каменные постройки на территории усадьбы принадлежали местному прихожанину, пожертвовавшему большую сумму на богоугодное дело.
Согласно Александру Кобылину, первое письменное упоминание о «палатах» содержится в датированном 1792 годом «Описании дворовых мест города Курска, согласно Высочайше конфирмованному плану 1782 года». В статье исследователь сообщает, что «из этого описания и приложенных к нему планов на 1792 год  можно с достоверностью заключить, что дом, ныне Ветчинкиных, во второй половине XVIII века уже существовал... В описании 1792 года усадьба отмечена принадлежащею Семену Хлопонину, приобретенною им по купчей крепости и занятою постоялым двором, но от кого и когда приобретена она Хлопониным – данных не приведено». Упоминаемый Кобылиным купец I гильдии Семен Иванович Хлопонин был видной фигурой в Курске конца XVIII века, занимая должности ратмана городского магистрата, а затем и городского головы.
25 июля 1810 года его сын Дмитрий Семенович заключает с Петром Ветчинкиным купчую крепость на продажу «дворового места» за 4500 рублей ассигнациями. Из купчей видно, что в то время постройки были ветхие, а согласно семейным преданиям Ветчинкиных, проданные им здания были без крыш, оконные рамы и полы разорены. Новые владельцы дом основательно перестроили. К балкону пристроили деревянную лестницу, окна и двери обналичили. Помещение в южной части здания приспособили под кладовую, благодаря чему в нем сохранились сводчатый потолок, железные двери и решетки на окнах. Другие помещения, как на первом, так и на втором этажах, были переделаны под жилье.
Часть здания сдавалась внаем квартирантам. В начале XX века в снимаемой семьей инженера-путейца комнате 8 (21) мая 1907 году родился известный впоследствии курский архитектор Леонид Александрович Литошенко.
В 1913-м, к 300-летию династии Романовых, Курское Дворянское собрание выкупило у Ветчинкиных усадьбу за 18 тысяч рублей ассигнациями. Дом подвергся тщательной реставрации, которой руководил К.Г. Петровский.  Работы проводились с разрешения Императорской Археологической комиссии (Санкт-Петербург) и были закончены спустя два года. Однако разразившаяся спустя несколько лет Гражданская война практически полностью уничтожила кропотливый труд ученых и реставраторов. Окрестные жители частично разобрали полы, выломали двери и оконные рамы, а в 1922 году  коммунальное городское хозяйство, в чьем ведении находились «палаты», выдало воинской части ордер на снятие части крыши и стропил.
Затем полуразрушенную усадьбу передали на баланс Курского губмузея. 18 июня 1923 года комиссия произвела осмотр «палат» с целью уточнения целесообразности размещения в них исторического музея. В итоговом акте члены комиссии отметили, что «восстановление здания возможно, так как стены его, а также каменные своды, которыми перекрыты все помещения, хорошо сохранились и требуют лишь небольшой починки и укрепления местами. Железная крыша наполовину разобрана. Оконные переплеты, двери, полы и лестницы совершенно отсутствуют. Стоимость восстановления дома и приспособления его для музея по приблизительному подсчету (по простой внутренней отделке) выразится в сумме около 8000 рублей (довоенных)».
Однако необходимые для восстановления уникального памятника архитектуры средства нашлись лишь через шесть лет. В 1929 году «палаты» были отремонтированы: заново перекрыли кровлю, заменили стропила на чердаке, отремонтировали и застеклили оконные рамы. Но выделенных государством средств было явно недостаточно, так как в 1932-м Курский краеведческий музей на запрос Центральных государственных реставрационных мастерских сообщал, что «музей оплачивает специально сторожа, но поддерживать здание или добиться ассигнования на это денег Курским горсоветом музей решительно не может, а здание нуждается в основательном ремонте».
Усадебные постройки пустовали до середины 1930-х годов, когда в них появились новые обитатели. 15 января 1936-го в «палатах» размещается редакция областной газеты «Пионер» – издания курских пионеров и школьников, первый номер которой вышел 16 января 1935 года. Однако уже в 1937 году газета была закрыта.
В том же 1936  году в «палатах» начинает работать станция детского и юношеского туризма. Занимавшиеся здесь дети вели насыщенную, полную увлекательных приключений жизнь. Юные туристы не только ходили по родному краю, но и посещали Беломорканал, Дальний Восток и Камчатку. При станции действовали общежитие для приезжих гостей, туристический музей и читальный зал.
Во второй половине 1930-х годов вновь возникает идея об использовании «палат» как музейного комплекса. В июле 1936-го  «Курская правда» сообщила читателям, что «в ближайшее время в Курск из Москвы прибудет комиссия для производства реставрационных работ в палатах бояр Ромодановских. По их окончанию будет открыт музей «Истории г. Курска». Но дальше сообщений в прессе дело не пошло.
В 1939 году сотрудники краеведческого музея проводят очередное тщательное обследование старинной постройки.   Выводы комиссии были неутешительны: «Неисправна железная крыша, вследствие чего имеются протоки, частично отсутствуют желоба и водосточные трубы, что влечет размытие стен и образование сырости, внешняя штукатурка частично лопнула и отвалилась, частично отвалилась внутренняя штукатурка на потолочном перекрытии, в большой комнате общежития из-за недостатка отопления и вентиляции стены отсырели на 1,5 метра».
В послевоенное время «палаты» и флигель были переданы на баланс облоно и долгое время использовались в качестве складских помещений. В 1945 году в «палатах» располагался склад промышленных товаров, во флигеле – склад скобяных изделий и контора базы, во дворе – конюшня и автогараж,  совмещенный со складом ваты, затем «палаты» приспособили под склады.
После ухода снабженцев старинные здания около пяти лет были предоставлены сами себе, что привело к их очередному разграблению. Решением от 19 апреля 1990 года усадьба с постройками была передана Курским облисполкомом на баланс управлению культуры области и после реставрации в ней начал работать государственный областной музей археологии.
В ернемся к названию этого материала. Мало кто в Курске не знает, что  живет в «теремочке» областной государственный музей археологии. И может быть, именно благодаря этому факту здание сохранилось, как будто построено не в XVIII веке, а вчера.
Использованы материалы
Андрея ШПИЛЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...