Вера Пронина: Выставка прошла, впечатления остались
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


С середины сентября в областной картинной галерее куряне любовались полотнами курского живописца, члена Союза художников России, профессора, лауреата премии губернатора Курской области имени Дейнеки Веры ПРОНИНОЙ.    
Персональная выставка – всегда значимое событие в жизни художника. А если она, как в данном случае,  приурочена к 75-летию автора и включает много новых работ, – это еще и доказательство творческого долголетия и пронесенной через всю жизнь преданности искусству.
В мастерской Веры Михайловны звучит тихая музыка. Аккуратно расставлены картины, в центре помещения – мольберт с тумбочкой, сделанной руками ныне покойного мужа, рядом с диваном, гостеприимный круглый стол.
– Для некоторых творчество – мучительный процесс исканий,  для меня оно  –  высшее наслаждение. Всегда работаю с вдохновением, на духовном подъеме. За мольбертом стою, потому что сидя широко не размахнешься, не передашь настоящую экспрессию, – рассказывает Вера Михайловна. – К выставке готовилась долго, приглашала специалистов для отбора картин. Признанный мастер построения экспозиций Надежда Погрецкая и другие искусствоведы галереи оставили 48 самых ярких работ разных периодов: густота на выставке недопустима, каждое произведение должно смотреться емко. Несмотря на начавшийся накануне дождь, открытие прошло многолюдно: собрались друзья, знакомые, студенты, было много теплых слов, объятий и цветов. Впечатления я начала переносить на холст на следующий день после открытия.  Вот смотрите!
Она указала на большую картину.  На полотне в раскинувшемся веером букете гладиолусов читалась летящая гроздь ярких вспышек фейерверка.
– Восторг? – предположила я.
– «Триумф» – так  единодушно назвали картину друзья, – ответила художница.

Не все
получается сразу
Школьный предмет «рисование» приносил Вере Прониной разочарования. Никак не удавалось будущей художнице справиться с непослушными карандашами и красками. Но научиться рисовать хотелось.
В 14 лет она прочла в районной газете объявление о наборе в Курское художественно-графические училище. Шел 1955 год. Послевоенная молодежь жаждала получать интересные профессии. Конкурсы в учебные заведения были огромные. Вера, не знавшая, что такое академический рисунок, не умевшая работать акварелью, вступительные экзамены в училище провалила. Однако настойчивая девочка поняла, что требуется для поступления, и весь следующий год целенаправленно готовилась. Брала уроки у местной  самодеятельной художницы, увлеченно писала с натуры и через год  успешно прошла конкурсный отбор.

Становление
–  Училась охотно, много писала после занятий, во время каникул пропадала на этюдах. За четыре года обучения поняла, что что-то получается. После училища два года преподавала рисование и черчение во льговской школе. Организовала там детский кружок любителей живописи, и трое его участников впоследствии стали профессионально заниматься искусством, – вспоминает Вера Михайловна.
Увлеченность любимым делом, граничащая с одержимостью, была у Прониной настолько заразительной, что старшая и младшая сестры, племянница, а затем и дочь пошли по ее стопам.
Вера не ограничилась средним профессиональным образованием, закончила с отличием художественно-графическое отделение пединститута и получила распределение в  Бурятию. После года преподавания в педучилище Улан-Удэ, ее назначили заведующей художественно-графическим отделением, которое только создавалось. Вера взялась за новое дело с энтузиазмом и два с половиной года горела им. Столица Бурятии благоволила к молодой курянке:  карьерный взлет, общение с творческими людьми, удивительная природа Забайкалья... Но отвергнуть предложение, поступившее от альма-матер, девушка не могла.
– Незадолго до моего отъезда в Курск  доставили выписанные из Ленинграда гипсовые скульптуры. Ящики вскрыли и расставили (наглядные пособия) в коридоре, – вспоминает собеседница. – Когда учащиеся и преподаватели вышли проводить меня, сказать напутственные слова, в одном строю с ними стояли величественный Аполлон Бельведерский, прекрасная Венера Милосская, полный сил и тонкой пластики Дискобол…  Разве такое забудешь?
В 1970 году Пронина начала преподавать рисунок, живопись, композицию в КГУ и  более чем за четыре десятилетия вырастила плеяду талантливых учеников: Алексея Тимкова, Александра Конева, Ларису Саеву, Светлану и Раису Волковых, Александра Широких – всех не перечислить.

Как пишет художник
Вера Михайловна может часами рассказывать, как создавалась та или иная  картина. К ее творчеству очень подходят слова Лессинга, который считал, что   «художники пишут глазами любви».
– Можно писать с натуры и выписывать каждый цветочек, а можно «по поводу натуры»,  то есть через изображаемую действительность показать отношение к миру, – говорит художница. – Здесь появляется абсолютная свобода: пройдешься тонкой кистью, взмахнешь широкой, где-то пальцами краску ткнешь, где-то мастихином.  Так создавался «Триумф» –  на одном дыхании, за три часа. Или однажды на юге передо мной открылся почти фантастический пейзаж: высокие пальмы с огромными темно-зелеными листьями останавливают у вершины льющийся сверху солнечный свет, и лишь отдельные его лучи, отчетливо видимые в тени, достигают травы, растущей у подножия. Между стволами деревьев натянута бельевая веревка, на которой сушатся санаторские простыни. Ветер еле колышет тяжелые пальмовые листья, а флаги простыней, ослепительно белые и  позолоченные солнцем, развеваются так, что вот-вот сорвутся и улетят. В первое мгновение я даже растерялась от этого движущегося великолепия. Потом быстро развернула мольбер и написала пейзаж за 30 минут. Иначе  нельзя: чуть промедлишь – изменится освещение, состояние, настроение. А вот над «Гурзуфом» и питерскими видами работала по 3-4 сеанса, потому что ставила  другую задачу – углубиться в детали, показать их тонкую нюансировку...
У картины со сливами иная история и совершенно другой художественный подход. Как-то увидела сливовое дерево, растущее на пригорке. Сорвала сливу, надкусила – кислая. Возникло ощущение тоскливого сиреневого холода и его несладких плодов. Начала смотреть  внимательно – на поблескивающую темно-фиолетовую кожицу в белесой матовой дымке, на волокна внутри желтой мякоти, на заросли чертополоха под деревом, на листья, часть которых уже пожелтели, и решила попробовать передать эти чувства на холсте. Идея увлекла, в той же манере были написаны  картины с яблоками и грушами.
«...Наделена интересом к жизни, к постоянным поискам новых впечатлений, которыми можно лишь восхищаться. Импульсом к созданию картины может послужить музыка, книга, пейзаж или разговор с давно знакомым человеком. Она неутомимо ищет мотивы, может уехать в далекое путешествие и писать этюды там, а может вдохновиться по дороге из мастерской вечерними огнями стройки. С равной степенью интереса написаны и сельский пригорок, и вороны на зимних деревьях, и клодтовские кони на Аничковом мосту», – характеризует творческий характер Веры Прониной искусствовед Марина Тарасова.

След останется
Произведения Веры Прониной имеются в фондах картинной галереи имени Дейнеки, в областном краеведческом музее и музее «Курская битва», в Рязанской и Калининградской галереях, в дирекции выставок Союза художников  России, в музеях Украины, в частных собраниях России и за рубежом.
– У меня нет повторов, авторских копий, – говорит Вера Михайловна.  –  Невозможно скопировать то, что сделано по наитию, экспромтом, так же смешать краски, так же положить мазки. Впечатление мимолетно.  Если на следующий день с другим  настроением и другими мыслями пишу тот же самый букет, он получается другим, иногда – до неузнаваемости. Посмотрите на те же гладиолусы на другом холсте, написанные  также  после открытия выставки – в них уже не искрящийся разряд восторга, а спокойная, уравновешенная радость бытия, иная тональность красок, иная техника письма.
Кстати, разбирающиеся в живописи покупатели предпочитают работы творческие, с эмоциональным всплеском, их не интересуют механические воспроизведения однажды удавшегося сюжета.  Французы купили около сотни моих работ, – продолжает художница, –  в Германию ездила отдыхать, много пейзажей и портретов написала и оставила там. В Москве появились новые третьяковы – предприниматели, которые вкладывают деньги в искусство: у одного 30 моих работ, у другого – около десяти. Множество картин разошлось среди курян. Так что след останется.
...На мольберте Веры Михайловны новый холст. Она продолжает исполнять величайшую задачу художника – воспеть красоту окружающего мира, сохранить для потомков облик современников, запечатлеть дух стремительно меняющейся эпохи.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...