Совместить профессию и хобби
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Совместить профессию и хобби


«Самый счастливый человек – тот, кто сумел хобби превратить в профессию», – говорят одни. «Но профессии нужно учиться. Не сможет стать полноценным артистом певец-любитель, не владеющий музыкальной грамотой», – парируют другие.    
К разговору о самоопределении и поиске дела по душе «ГИ» пригласили Татьяну ЧЕРНИКОВУ, основательницу первой в городе частной школы рисования для взрослых.
Все нормальные родители стремятся как можно больше вложить в развитие ребенка, чтобы в будущем он добился успеха, во всяком случае, жил не хуже других. Стремление к лучшему заложено и в детях. Пяти-, шестилетние малыши, уже имеющие представление о взрослом мире и еще не потерявшие веру в безграничность своих возможностей, на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» отвечают: президентом, космонавтом, великим футболистом, балериной.
Выпускница обоянской школы Татьяна Черникова была достаточно рассудительной девушкой, чтобы не поддаться детским романтическим грезам. Она твердо решила стать директором банка и поступила в Орловскую банковскую школу. Затем как способная студентка прошла специализацию в Казанском финансово-экономическом институте. Для прохождения практики Татьяна выбрала один из самых авторитетных банков и с замиранием сердца ждала возможности блеснуть знаниями и способностями,  доказать, что и она – из разряда достойных.
П отом наступили каникулы. Хохотушка и любительница поговорить, Татьяна  удивила родителей необычной молчаливостью и задумчивостью.
– Что-то  случилось, доченька? – выпытывала обеспокоенная мать.
Девушка односложно отнекивалась и снова уходила в себя. И только перед самым отъездом, видимо, мучительно выносив трудное решение, сказала:
– Я никогда не буду работать в банке.
Обстоятелства сложились так, что Черникова нашла место в сфере оптовой торговли автооборудованием: подшипники, аккумуляторы, резинотехнические изделия. Пришла в отдел продаж рядовым специалистом и вскоре возглавила его. Подход к людям и способность изобретать нетрадиционные способы продвижения продукции сделали Татьяну заметной фигурой в среде профессионалов.
Со временем ее интерес  к работе стал угасать: все приемы  доведены до автоматизма, все новые решения – лишь различные комбинации старых находок. Для горения не хватало кислорода. Татьяна стала внимательней к дизайнеру, который разрабатывал рекламные календари и буклеты: что-то подсказывала, предлагала собственные идеи и вдруг явственно почувствовала – словно мощный поток свежего воздуха, ворвавшийся в закрытое помещение, – неуемное желание рисовать.
К огда книги и самоучители по живописи  заполнили полку, а картонная папка стала тесной для первых робких карандашных набросков  и неумело выписанных акварелей, начинающая художница поняла, что нуждается в учителе.
– Готовитесь к поступлению на худграф? – спрашивал очередной репетитор, услышав в трубке звонкий девичий голос.
– Нет, просто хочу научиться рисовать, – отвечала Татьяна и сообщала  возраст и профессию.
– Тяжелый случай... – после некоторого раздумья вздыхали на другом конце провода.
Трудности не заставили себя ждать. Мало того что частные уроки живописи стоили в два-три раза дороже, чем, например, уроки английского, руководитель отдела продаж не вписывалась в жесткий график преподавателя: задерживалась на работе, уезжала в командировки и из восьми оплаченных занятий в месяц попадала на четыре-пять.
Но польза была! Рисунки явно становились лучше. И ровно через два месяца  Татьяна, привыкшая  находить нестандартные решения, пришла к выводу:
– Если я не подстраиваюсь под правила, надо правила подстроить под себя. Для начала – собрать единомышленников в городе и оплачивать обучение сообща.
Ч ерникова арендовала помещение в 40 «квадратов»  в торговом  центре на улице Дзержинского, по сарафанному радио нашла преподавателей, сочетавших в себе два качества: хороший художник и талантливый педагог.
– Это была школа для меня и нескольких энтузиастов в основном от студенческого до пенсионного  возраста, – рассказывает Татьяна. – Никто из учеников в детстве не занимался в изостудии или в художественной школе, они приходили и просили научить рисовать с нуля. Так бывает. У одних способности лежат на поверхности и проявляются очень рано,  у других желание взяться за кисть долгие годы спит глубоко внутри и просыпается совершенно случайно под влиянием  внешних обстоятельств: к примеру, при виде захватывающего пейзажа или при посещении выставки. Кто-то отмахнется или отравит скепсисом пробившийся наружу росток, а кто-то станет его лелеять и взращивать. Те, кто доверяются нам, начинают изучение живописи с карандаша: построение композиции, свет, тень, перспектива... Жесткой последовательности в обучении нет. Если ученик на четвертом занятии захотел писать маслом – ему помогают двигаться в этом направлении, если после нескольких полотен человек понимает, что перескочил через нужные базовые знания, то вместе с преподавателем возвращается к азам.
Первые два года начальник отдела продаж существенную часть зарплаты тратила на свое детище: закупала мебель, материалы, наглядные пособия. Коллеги даже не догадывались о художественном проекте Татьяны, который постепенно набирал обороты, открывая новые направления и привлекая все больше горожан. Здесь уже не только рисовали, но и занимались декупажем, скрапбукингом, мягкой игрушкой. Учебным процессом руководил арт-директор, а основательница приходила в школу в свободное время и училась рисовать. Спустя четыре года после старта проекта Татьяна встала перед выбором: или она продолжает работать в коммерческой организации, или развивает собственный бизнес. Победила школа.
На вопрос о достигнутых за шесть лет  успехах в живописи Татьяна, улыбнувшись, ответила:
– Еще не научилась. Но школа будет существовать, пока я не стану великой художницей.
А если серьезно, то в  ее юношеской мечте о вершине карьеры ключевым словом был не «банк», а «директор». Судите сами: Черникова упорно отказывалась от навязываемой репетиторами мысли поступить на худграф, а после организации школы рисования получила в Курском  госуниверситете специальность педагога-психолога. Потому что эти знания  нужны в бизнесе при общении с людьми с большим жизненным опытом и  сформировавшимися установками, которые они отлично умели защищать.  Кроме того, пройдя обучение в Москве, Татьяна  начала вести творческие мастер-классы и уникальный шестичасовой тренинг по правополушарному рисованию, призванный раскрыть творческие способности.
Сегодня в школе открылись детские группы, а взрослые ученики, накопившие много работ, стали задумываться о выходе на рынок. И все это – в городе, где существует острейшая конкуренция среди профессиональных живописцев.
Черникова заблаговременно сняла потенциальный конфликт между учениками школы и курскими художниками, сделав их союзниками. Просторное помещение на улице Карла Маркса, в которое переехала школа, – третий  по площади выставочный зал в городе. Здесь уже состоялись персональные выставки именитых курских мастеров:  Юрия Глюдзы, Веры Прониной, Юрия Суханова. Идея гениальна еще и тем, что привлекает поток ценителей искусства на учебное пространство и ненавязчиво предлагает им проверить свои возможности. А работы талантливой ученицы школы Ирины Огородниковой, выставленные в администрации Центрального округа, подтверждают, что учиться никогда не поздно.
– «Артмания» выходит из границ учреждения дополнительного образования. У меня цель – вывести Курск на уровень живописной столицы Черноземья, – говорит Татьяна. – Чтобы в наш город приезжали коллекционеры и любители из других регионов, чтобы наши авторы: художники, люди, занимающиеся прикладным искусством и ремеслами, могли представлять работы по всей стране.
А по поводу спора между «академиками» и самоучками стоит добавить: в истории живописи известны случаи, когда человек ничему не научился, закончив несколько художественных учебных заведений, а другому хватило нескольких занятий  в мастерской художника, в частной  школе или в вечерних классах живописи, чтобы стать всемирно известной величиной.
– Жизнь– сложная штука. Чтобы не ошибиться, смотрите на работы, а не в диплом, – советует Татьяна.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...