Он по жизни шагал над помостом...
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Он по жизни шагал над помостом...


Строка из песни о напряженном, порой смертельно опасном труде на манеже вспомнилась, когда пришло известие о смерти заслуженного работника культуры РФ, одного из самых уважаемых деятелей отечественного циркового искусства Андрея Иофина.    
Свои «четыре четверти пути» прошел он, олицетворяя возрождение Курского цирка...
Андрея Михайловича не стало 4 марта, за неделю до 72-летия. Ушел не только профессионал международного уровня, чей организаторский талант востребован и за рубежом, но и добрый, отзывчивый человек. Он был одним из немногих на свете, кто по праву говорил, вспоминая о великом Никулине: «Юра был моим другом». Почтение младшего товарища к участникам лучшего на свете клоунского дуэта, фронтовикам Великой Отечественной – Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину – вылилось в памятник на цирковой площади. Бронзовое изваяние стало достопримечательностью, мимо которой посетители цирка не пройдут, не сделав фото. Немногим известно: прежде чем посвятить себя волшебному зрелищу, Андрей Иофин спасал больных, будучи хирургом. Именно ему Росгосцирк доверил «спасение» огромного здания после пожара 14 декабря 1996 года. Ежедневно проходя через обугленный зрительный зал, чернотой и нагромождением обломков напоминавший кадры с разрушенным реактором Чернобыля (это был единственный путь из служебных помещений во временное шапито), Андрей Михайлович «воевал» сразу на несколько «фронтов». Он отвечал за показ очередной программы, пусть и в тесноте передвижного балаганчика. Он бомбардировал высокие инстанции  письмами-обращениями с неотступной просьбой о помощи. И Курский цирк не остался гигантской усыпальницей чудес, мечты и радостей, как это произошло в Архангельске, Уссурийске, Кишиневе или Риге. Андрея Михайловича можно назвать полноправным соавтором архитектурно-строительного проекта, предусматривавшего не просто комплекс восстановительных работ, но коренную перестройку цирка по самым строгим требованиям.
«Даю слово: пока я директор, куряне не увидят откровенно слабых программ», – обещал землякам ветеран Росгосцирка. Так и было. «Приятно работать в одном из лучших цирков», «Поверьте мне, за 20 с хвостиком лет работы я такого не видел! Все до мелочей продумано!» – вот отзывы мастеров с мировыми именами. И действительно, всюду, от зрительских кресел до буфетов, от блистательного фонтана до почти готовой гостиницы, чувствуется заботливая рука уникального специалиста.
Андрей Михайлович никогда не отказывал в общении журналистам. Как-то его попросили накануне Года тигра вспомнить смешной случай с этими животными. Он хмурился: «Смешных случаев с тиграми не бывает, – только страшные». Этих гигантских хищников, как и медведя, ему случалось усмирять лично, в том числе ценой травм.
И после его ухода в цирке хранят верность милосердной традиции, заложенной Андреем Михайловичем, – заботиться о самых незащищенных категориях граждан, обеспечивая им бесплатный вход на представления: об инвалидах, детях-сиротах. Малышам, конечно, было невдомек, что это за дедушка с добрым взглядом из-под очков внимательно смотрит перед парадом-алле, все ли в порядке у юной публики. А вот взрослые еще долго будут благодарно вспоминать корифея закулисья...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...