Газета «Городские Известия» № 4025 от 20 июня 2017

Александр Дейнека: Смотреть – не значит видеть

Выставка Александра Дейнеки в картинной галерее его имени открылась в конце мая, в день рождения художника. Основным почитателям его таланта – школьникам и студентам – было не до того: экзамены, выпускные балы... По почти безлюдным залам второго этажа я прошла в сопровождении заведующей массовым отделом галереи Елены Поляковой, и с ее помощью знакомые полотна вдруг начали раскрывать тайны, недоступные поверхностному взгляду.

Картины Дейнеки надо уметь читать. Как азбука Морзе – не случайный набор точек и тире,  так и многие изображения известного советского художника несут в себе зашифрованные знаки-послания, раскрывающие внимательному зрителю истинный авторский замысел. Разгадав очередную головоломку, посетитель радуется как первооткрыватель и испытывает  восторг от мастерства автора. Выставка работ Дейнеки будет открыта до конца лета, поэтому у курян и гостей города есть возможность убедиться в этом.
Сразу оговорюсь по поводу «знакомых» картин.  Работы знаменитого курянина можно найти в  каталогах выставок, художественных альбомах, многочисленных публикациях в Интернете, а вот увидеть подлинники, ради чего ярые поклонники изобразительного искусства готовы проехать не одну тысячу километров,  –  проблема даже для родного города живописца, где хранится большая часть его наследия. Курская коллекция Александра Дейнеки насчитывает  тысячу с лишним предметов – живопись, графика, скульптуры, мозаичные панно, отдельные вещи личного обихода, но единовременно  галерея может выставить около сотни из них: крошечное здание не позволяет большего. Остальные экспонаты будут годами ждать своей очереди, как, впрочем, и люди, желающие их увидеть.  
В силу вышесказанного каждая выставка Александра Дейнеки в Курске уникальна, и всякий раз формирование экспозиции сотрудниками галереи – своеобразное признание  в любви  своему кумиру.  Несколько десятков работ, выставленных  летом 2017 года, подобраны так, чтобы гений соцреализма открылся очередной гранью своего таланта  – как  неутомимый художник-новатор, человек неуспокоенный, постоянно ищущий еще не хоженные пути в искусстве и находящий их.

Историческое отступление

Елена Полякова всегда подчеркивает посетителям образованность и начитанность Александра Александровича.  Объездив весь мир, он имел огромную «насмотренность», без которой в искусстве невозможно сформировать  безупречный вкус и собственный художественный стиль.
Дейнека родился за полгода до начала ХХ века (20 мая 1899 года) в семье курского железнодорожного слесаря. В волевом, смелом мальчишке, не пропускавшем  ни один набег на чужие сады и ни одну уличную драку, жила невероятная тяга к прекрасному. Он мечтал стать технарем-инженером, но учился рисовать в студиях местных художников и по их рекомендации  в 1916 году поступил в Харьковское художественное училище. Отец противился «легкомысленному» выбору сына, отказался помогать ему материально. Александру пришлось не только учиться, но и зарабатывать рисунками на жизнь. Изначально Дейнека отдавал предпочтение графике, причем не только в силу эстетических причин. На масляные краски для размашистой, сочной живописи у парня не было денег. После того как Февральская революция прервала занятия в училище, Дейнека вернулся в Курск. Работал учителем рисования в женской гимназии, театральным художником, фотографом в уголовном розыске, оформителем агитпоездов, иллюстратором стихов Маяковского. У восемнадцатилетнего юноши не было причин противиться революционным событиям, наоборот, захваченный размахом общественных  преобразований, он готов был воспеть на своих полотнах титанические коллективные усилия и красоту заводов – «храмов современности».  Причем воспеть в духе времени –  живописным языком мятежных строителей светлого будущего. Однако первое монументальное панно Александра, выполненное в стиле кубизма, высоко оценили только курские лавочники,   сделавшие из него  навесы от дождя.
Дейнека остро чувствовал недостаток знаний и в 1921 году решил продолжить обучение  в ВХУТЕМАСе (Высшие  художественно-технические мастерские). Позднее он будет преподавать в ряде московских вузов, с 1962 года станет вице-президентом Академии художеств СССР, опубликует автобиографический очерк «Из моей рабочей тетрадки» и учебник «Учитесь рисовать» с подробными выкладками своих уникальных разработок в области композиции.
Вступив в профессию рисовальщиком плакатов и журнальных иллюстраций, Дейнека перенес  их характерные черты  в живопись. Его ранние картины были графичными, с четкими, несколько плоскими силуэтами и скудной палитрой.  В зрелом возрасте полотна живописца обрели пастозность, стали светлее и богаче по цвету. Освоив особенности ритма, равновесия, динамики и других законов композиции, он создал собственный неповторимый композиционный почерк, в котором искусствоведы отмечают рискованные ракурсы, необычную перспективу, фрагментарную композицию,  масштабное сопоставление, низкий горизонт и другие приемы.

Заглянуть за рамки

Задача выставки, носящей рабочее название «Дейнека-метод»,  – не  вникать в тонкости «ремесла», доступные ограниченному кругу профессионалов, а показать посетителям поиск в творческом процессе художника-новатора и научиться видеть глубину его полотен.
В любом учебнике по основам композиции написано об эффекте направленного движения, который задает диагональный вектор в прямоугольнике. Это правило Дейнека положил в основу необычного портрета женщины в черном. Она словно шла куда-то и неожиданно подалась назад, оглянулась.  Чудо в том, что, глядя на картину, мысленно видишь траекторию движения модели, словно перед тобой не холст, а фрагмент кинофильма. Силуэт дан с таким наклоном влево, что кажется вот-вот рухнет, и только красная помада на губах и красные перчатки каким-то невероятным образом придают ему устойчивость.
То же правило «диагонали в прямоугольнике» сыграло злую шутку с художником при написании портрета Ирины Шервинской. Женщина села позировать в плетеное кресло, расслабленно опустив локти на подлокотники и скрестив ладони.  Как ни старался художник выписать добродушное  лицо героини, в готовой работе его не было видно. Закон зрительного восприятия неизбежно «скатывал» взгляд вниз, как с горки, по черным диагонально расположенным рукавам. Дейнека вынужден был пойти на радикальную меру – отсечь на уровне локтей модели левую часть холста. И портрет стал портретом! Теперь взгляд фокусировался на голове Шервинской.  На выставке Дейнеки летом 2017 года  посетителям выпала редкая удача увидеть это полотно в двух вариантах. Первоначальный представлен как репродукция портрета Шервинской с «вживленными» оригинальными кистями рук.  
История создания знаменитой дейнековской «Натурщицы», наверное, известна всем. «Обнаженку» отказались взять на выставку. И тогда друзья посоветовали художнику сместить акцент с лежащей «Венеры» на московские новостройки за окном. Этот «трюк» был исполнен за считанные секунды. Александр Александрович подрисовал на подоконнике небольшой яркий горшок с цветком, и он, как красная тряпка на корриде, приковал зрительский взгляд к себе и панораме города на дальнем плане.
– А знаете, что делает натурщицу живой? – интригующе спросила экскурсовод. И показала на ресничку – легкий, небрежный взмах кисти,  летящий штрих не более сантиметра длиной...
Самым сексуальным Елена Полякова назвала полотно с изображением архитектора Тамары Мелешиной. На портрете – строгая женщина с надменно сжатыми губами и  прямыми, зачесанными назад волосами.  
– Читайте картину по деталям и поймете скрытые чувства  художника, – видя мое недоумение, подсказала экскурсовод.
Так...  Лыжи, будто случайно  стоящие справа. Модель, даже сидящая, кажется вертикалью. В   Мелешиной просматривается твердый, волевой характер. Сдержанность и зажатость такие,  что, кажется, ни один волосок не выскочит из прически.  Облегающее платье натянуто на коленку – никакой вольности!  Красная ковровая дорожка под ногами – атрибут власти.  Только два элемента – золотые часы и брошь – делают ее женщиной. И все же что-то застывшее, монументальное присутствует в ее облике. Справа от   Мелешиной скульптура обнаженной спортсменки на деревянном постаменте.  Не аллегория ли с влюбленным  скульптором и его ожившей статуей?  А что значит романтический натюрморт с розами на стене?..
Недалеко от портрета Мелешиной висит его противоположность. Раскованная женщина, пухлые губки, игривость в распахнутых голубых глазах, дорогая шуба, яркий шарф, свисающий со спинки стула и напоминающий сложенный павлиний хвост, чистые холсты за спиной...  Все в картине кричит о внешнем глянце  и духовной пустоте.
А вот пейзаж. Подмосковная дача в Подрезково, окруженная лесом. Вечереет. С наступлением темноты краски становятся гуще, насыщеннее, и только на горизонте остались светлые, розовые лучи заходящего солнца.  Картина сквозит одиночеством. Окно приоткрыто, то есть дача обитаема, но будто бы все ее покинули.
– Что происходило в это время в жизни Дейнеки?  –  спрашиваю Елену Анатольевну.
– Александра Александровича объявили «формалистом», перестали давать государственные заказы, отказали в должности ректора Академии художеств, практически вычеркнули из общественной жизни.
 ...А посмотришь – просто вечер, дом, деревья.

Автор: Наталья СКОЛЬЗНЕВА

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * 2ae16e8039118942c872fbd62e7fcbeb

Действие

Последние новости Курск

18/06/2018 Сегодня на Кировском мосту в Курске иномарка врезалась в столб
ДТП случилось в районе Кировского моста сегодня, 18 июня.

18/06/2018 В Курске троллейбусы не будут ходить по улице Красной Армии до 21 августа
Об этом сообщают в областной пресс-службе.

18/06/2018 В Курске ожидаются дожди
Об этом сообщают в курском Гидрометцентре.

18/06/2018 В Курске пройдёт отключение холодной воды
В Курске 21 июня отключат холодную воду.

18/06/2018 В Курске пройдут отключения электричества с 18 июня
Такие меры связаны с проведением ремонтных работ на электрических сетях. Свет на этой неделе будут отключать во всех округах.

18/06/2018 В Курском парке Солянка нашли артснаряд времён Великой Отечественной войны
Работы по извлечению опасного предмета были проведены 17 июня.

18/06/2018 В центре Курска сгорела квартира в девятиэтажке
Инцидент произошёл ночью 17 июня на улице Чехова.

18/06/2018 «Почта России» и «Ростелеком» создают цифровую сеть для трансляции видеорекламы
На Петербургском международном экономическом форуме генеральный директор ФГУП «Почта России» Николай Подгузов и президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский подписали соглашение о сотрудничестве компаний. Документ предусматривает совместные усилия сторон по созданию цифровой сети для трансляции рекламных и других видеороликов в почтовых отделениях.

15/06/2018 В Курске лисёнок застрял головой в бутылке, но был спасён
Маленький лисёнок в Курске был найден с пластиковой бутылкой на голове. Его заметили у обочины люди, проезжавшие мимо на автомобиле.

15/06/2018 В Курской области во время рыбалки от удара током погиб мужчина
Трагедия случилась на реке Бык во Льгове.

Электронная копия
номеров

Подписка на
электронную версию.

Подписка на PDF версию приложения «Деловой курьер»

Оформить подписку
Яндекс.Метрика