Где эта улица, где этот дом?
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Где эта улица, где этот дом?


История как прикладная наука    
Почему мы никогда не ставим памятников старинным разрушенным зданиям? Скажем, в тех случаях, когда то или иное из них погибло от бомбежек и пожаров во время войны или снесено в мирное время – иногда из самых благих  побуждений градоустроителей. Разрушили, быстро об этом забыли, и как будто так было всегда...
И вот теперь, когда случаев исчезновения  зданий-памятников накопилось уже много (не станем вникать в мотивацию), нужно думать: как если не восстановить, то хотя бы оставить о них память? Скажем, часовня на месте Николаевского («на торгу») храма – там, где улица Радищева вливается в улицу Дзержинского, часовня на месте Покровского храма (угол улиц Верхней Луговой и Большевиков; поклонный крест рядом с тем местом (угол улиц Радищева и Марата), где до середины 30-х годов стоял очень красивый и самый высокий в Курске Фроловский храм; мемориальная доска на месте Георгиевского храма (в квартале улицы Дзержинского между улицами Добролюбова и Гайдара)... Да и часовня-звонница перед Ильинским храмом (на площадке перед «Курскпромбанком» на улице Ленина) была бы в самый раз – в память о снесенной при строительстве Дома книги колокольне. Тем более что в деревянном предшественнике этого храма когда-то крестили Прохора Мошнина, будущего святого Серафима Саровского...
Кто-то сошлется на отсутствие денег. Но ведь можно помянуть и дешевле: небольшая чугунная плита на уровне тротуара на месте снесенных часовен (на Красной площади; неподалеку от железнодорожного вокзала; напротив медуниверситета...) или в той точке, где в XVII веке находилась Пятницкая въездная башня курской крепости...
Кстати, если уж когда-либо дойдет дело до переименования некоторых исторических курских улиц, нынешней улице Луначарского в самый раз было бы название Пятницкая – в память о старинной курской крепости и ее знаменитой, неоднократно упоминаемой в исторических хрониках башне. Ведь была же в Курске улица Воротняя, начинавшаяся от улицы Дзержинского напротив того места, где до конца двадцатых годов прошлого столетия стояли Херсонские ворота. Их снесли, но название улицы не меняли несколько десятилетий, и оно веско напоминало об этом историческом сооружении.
Почему бы не вспомнить старые городские объекты в названиях остановок общественного транспорта? Скажем, в самой нижней части улицы Дзержинского, где ее под землей пересекает Кур, по сей день честно служит старинный Каменный мост – когда-то он был гордостью курян. Если такое название придать расположенной здесь остановке общественного транспорта («Каменный мост») и оно станет звучать из динамиков внутри салонов и красоваться на остановочных павильонах, это наверняка вызовет интерес со стороны курян: «Что за мост такой?»
Неплохо бы вернуть в городской обиход старинный топонимический термин «Полугора». Это напоминание о тех временах, когда после 1782 года только начали реализовывать первый генплан Курска. Город официально был разделен на несколько частей, среди которых «Полугоры» не было, но присутствовала «Гора» – это Красная площадь и окрест. А вот безымянная площадка на полпути к верхней точке города, по мнению горожан, достойна была собственного названия, и она его получила – в народной традиции.
Как долго неприглядный пустырь на месте снесенной Георгиевской аптеки будет напоминать о старинном здании, павшем в неравной борьбе застройщиков и областных чиновников? Не пора ли спросить с новых владельцев «лакомой» площадки: а что они, собственно, собираются там построить? Может быть, кто-то дожидается, когда память о Георгиевской аптеке сотрется из сознания курян? Не думаю, что это когда-либо произойдет – слишком уж большая обида была нанесена курянам, почитающим старину своего города... Но, может быть, как раз лучше оставить это место в его нынешнем виде? В качестве напоминания – о несохранении курской архитектурной старины.
Случалось ли в послевоенной истории Курска, чтобы на месте снесенного здания разбили парк, сквер, устроили площадь? Что-то не припомню. Скажем, если бы на месте сильно пострадавшего во время войны здания почты (угол Почтовой и Ленина) не стали строить в несколько этапов ЦУМ (торговый гигантизм пробивался в нашем городе уже тогда), в самый раз устроить там небольшую уютную площадь. Но это при условии, что не стали бы разрушать (совершенно немотивированно) колокольню Ильинского храма, а Дом книги построили в другом месте. Ильинская площадь... Впрочем, не слишком ли много сослагательного наклонения...
И еще. Если уж той или иной предприимчивой фирме удалось добиться сноса старинного здания из реестра охраняемых, то, что бы ни построили на его месте, на стене нового строения должна быть помещена памятная доска о снесенном. Неплохо бы инициировать закон, согласно которому, коль уж снесли здание из реестра культурного наследия, строить что-либо на его месте можно только лет через десять. А на это время разбить сквер или организовать детскую площадку. В конце концов в нашем городе сегодня катастрофически не хватает и автомобильных стоянок.
Уважение к древнему городу не должно быть аморфным на уровне безликих лозунгов (типа «Люби и украшай свой город»), а наоборот – вполне конкретным, на реальных примерах сохраненной старины. Коль уж это не прививается в школе, давайте попробуем на законодательном уровне.
Кстати, о школе: давно пора разработать учебник по курскому краеведению или хотя бы книгу для чтения по этой тематике. И обязательно чтобы было интересно! А то ведь элементарных вещей не знают школьники о своем городе. Да что там школьники – не всякий выпускник исторического факультета блеснет на этом поприще.
А еще – создать общественный архитектурный надзор за городскими объектами культурного наследия. Это все в рамках такого все более востребованного понятия, как демократия участия. И чтобы без действующих архитекторов – очень уж многие из них зависимы от прихотей застройщиков.
До 1000-летия Курска осталось всего 15 лет. Неплохо бы основательно подготовиться – в том числе в деле возрождения памяти о старом Курске.
Комментарий Ольги Германовой, члена комитета по культуре Госдумы  РФ:
– Тема, поднятая автором, более чем актуальна, причем не только для города Курска. В настоящее время интерес к памятникам, тревога за их судьбу уже не являются предметом беспокойства лишь специалистов. Однако имеет место и парадокс сегодняшней ситуации – сосредоточение инициативных, ярких, талантливых подвижников культуры на одном берегу жизни общества, а средств, экономических интересов – на другом.
Я не идеализирую ситуацию. Подтверждение неравенства сил – в той или иной степени практически повсеместная утрата самобытного облика городов. Но итогом такого противостояния должен стать социальный заказ общества, скорректированный с учетом исторических и культурных традиций, государственных приоритетов. Переломить ситуацию должны законодательные меры. И они предпринимаются. Приведу лишь один пример: несколько месяцев назад воронежские парламентарии выступили с законодательной инициативой по внесению в Государственную думу проекта закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятники истории культуры) народов Российской Федерации». Процитирую поправки в статью 23.1 «Ведение хозяйственной деятельности на месте утраченных объектов культурного наследия»: «На земельных участках, где располагались утраченные объекты культурного наследия, в том числе исключенные из реестра (кроме объектов археологического наследия), разрешается исключительно хозяйственная деятельность, не связанная со строительством объектов капитального строительства, за исключением работ по воссозданию утраченного объекта культурного наследия». Простыми словами: скверик, клумбы – пожалуйста, многоэтажный торговый объект – запрещено категорически.
Среди прочих предлагаемых законодательных новшеств именно это предложение способно отбить желание умышленно утрачивать объекты старины у тех, кто присматривается к архитектурным памятникам, располагающимся, как правило, в историческом центре городов, видя в них не более чем потенциально привлекательный для коммерческого строительства земельный участок. Как депутат буду всячески поддерживать введение такой законодательной нормы.
В целом же считаю, что сохранение культурного наследия это в немалой степени гражданское действие, в котором народ принимает самое деятельное участие. И тут вновь хочу обратиться к краеведам с призывом задуматься об издании книги для чтения по краеведению. И не сомневаюсь, что это издание будет пользоваться большой популярностью.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...