Боевой корабль в Курске
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Боевой корабль в Курске


На одной из фотографий, опубликованной не столь давно в «ГИ»,  был запечатлен катер,  условно  названный «речным тральщиком». Автор пообещал продолжить рассказ об этом судне в   «Сеймских берегах».    
И вот за дело взялся Александр Белоусов – моряк, обошедший едва ли не все океаны планеты.
Фраза, вынесенная мною в заголовок, вовсе не фигура речи типа «подводная лодка в степях Украины». Да, дорогие читатели, в Курске действительно существует боевой корабль! И пусть стремительные волны давно не омывают его корпус, обводы катера все так же стремительны и совершенны – скошенная надстройка, длинный хищный нос – даже без вооружения ясно, что это не рыбацкий баркас или шхуна, а именно боевой корабль. Конечно, это не крейсер, не эсминец, но он также с честью и достоинством носил военно-морской флаг страны.
А теперь – подробнее: проект 78, тип «А», сторожевик, выпущен zРыбинским судостроительным заводом «Вымпел» в 1942 году. Длина – 15, 6 м, ширина – 3 м, скорость –  9 узлов (около 20 км/ч). Осадка – 62 см, «сухой» вес – 7 тонн. Энергетическая установка – двигатель ЗИС-5 СТ. Вооружение (в свое время) – пулемет «Кольт» с водяным охлаждением, впоследствии замененный на ДШК.
Выпускался катер в качестве сторожевика, однако использовался и как минный тральщик, а кроме того – как десантный корабль. Осадка малая, а значит, мог подходить близко к берегу. Экипаж состоял из семи человек, включая командира. Полагаю, что это были три моториста-рулевых и три матроса-пулеметчика. Спальных мест в кубрике всего четыре, включая командирскую койку, то есть трое на вахте, а трое отдыхают. Камбуза  не было, питались, видимо,  на береговой базе.
Выпущена была не одна сотня кораблей этого проекта,  зарекомендовали себя в боевых действиях они очень хорошо. Недаром один из них водружен сегодня на постамент у завода «Вымпел». Кстати, продукция этого завода – сторожевой катер «Грачонок» – была недавно представлена на военно-морском параде в Питере. Безусловно, по своим тактико-техническим характеристикам и огневой мощи «правнук» во много раз превосходит своего предка, однако преемственность   налицо.
Но вернемся к нашему кораблику. К сожалению, о его боевом пути ничего неизвестно. Его нынешний хозяин и хранитель, ссылаясь на военного историка Жирокорада, поведал, что данный катер мог использоваться в Волжской флотилии, затем – в Днепровской, а впоследствии и в Дунайской.  Аналогичные катера участвовали во взятии Берлина – на реках Шпрее и Нейсе. К нам же, в Курск, кораблик прибыл с берегов Дуная.
А далее начинается уже курский этап истории катера. Он был передан морской школе ДОСААФ, и использовался в качестве учебного судна. Кстати, в моей памяти сохранилось следующее. На работе маме дали путевки в однодневный дом отдыха, и мы с Солянки на большом катере (не на этом ли?) шли по реке до дома отдыха имени Черняховского, а вечером он же отвозил нас обратно. Помню, как, сидя на корме, завороженно смотрел на бутылочно-зеленый кильватерный след катера, как бежал на нос, чтобы  увидеть пенные водяные «усы» расступающейся под форштевнем воды... Может, это и предопределило мою будущую морскую судьбу...
Но вернемся к судьбе нашего катера.  Время шло, судно ветшало, денег на ремонт как всегда не было. В начале 70-х  на него  в буквальном смысле слова наткнулся нынешний его хозяин Александр Иванович Машкин. Катер лежал на берегу и представлял собой жалкое зрелище  –  ржавый, иллюминаторы разбиты, обивка сгнила. И вообще – его собрались резать на металлолом.
На дворе стояло время развитого социализма и великих свершений.  В нашем городе, в частности, «замахнулись» на Курское море. Вот Александр Иванович и подумал: коль уж это свершится, то будет ходить по нему (от Щетинки до Свободы) на своем комфортабельном катере. Короче, поскольку наш кораблик был списан, то его удалось выменять на 7 тонн другого металлолома...
А затем началась реанимация судна... Надо сказать, что Александр Машкин вовсе не  механик. Он очень интересный человек, который заслуживает отдельного рассказа. Музыкант, яхтсмен, талантливый педагог... Про таких принято говорить – «рукастый». Например, много ли вы, уважаемые читатели, знаете людей, умеющих делать скрипки? А яхты и байдарки?
Однако для ремонта  катера нужно было освоить и   другие навыки. Скажем, сварочные работы. Но соответствующих аппаратов в те годы в широкой продаже не было и в помине. Пришлось собирать эту технику своими руками и осваивать сварочное ремесло самостоятельно. Получилось...
Как раз в этот период Александр Иванович построил несколько байдарок и парусно-гребных лодок, занимаясь с детьми как педагог дополнительного образования.
По окончании первого этапа ремонта катера его спустили на воду. И тут выяснилось, что дизель от трактора с воздушным охлаждением в закрытом машинном отделении быстро перегревается. Кроме того, обнаружилось много течей корпуса, которые надо было ликвидировать. Курское море  никак не создавалось, а кораблик потихоньку восстанавливался. Наш умелец воссоздал ходовую рубку, частично – салон, кубрик... Затем Александр Иванович (вместе с катером) был приглашен на работу в школу №55, в военно-патриотический клуб. Катер стал наглядным пособием по морскому делу, а педагог занимался тем, что горячо любил – водил ребят в походы по родному краю, прививая им любовь к большой и малой родине...
Но прошло время, в школе сменилось руководство, поменялся и «образовательный вектор», в котором катер как-то не просматривался. Представители одной из школ Курска, за которой вполне заслуженно закрепилось звание «морской», в беседе с Александром Машкиным выразили желание  получить катер в подарок.
Однако на  ответное предложение оформить на судно  безвозмездную аренду  и ставку педагога дополнительного образования ответить положительно не смогли. Хозяина и опекуна катера понять можно – сколько сил и средств вложено в ремонт... Короче – стоит сейчас катер на трейлере под окнами дома Александра Ивановича, и его дальнейшая судьба туманна, как осеннее утро где-нибудь в устье Дуная...
В конце этого материала ставлю основательное многоточие. Точку же можно, на мой взгляд, поставить, если найдется компетентный человек, который по заводскому номеру корабля установит, в какую часть он был направлен,  где и в каких боевых операциях участвовал, служили ли на его борту куряне. Кстати, этим хотел заняться наш известный курский писатель-маринист Харитановский, но возраст и здоровье подвели...
Выяснив эти детали, можно будет  выкупить катер у владельца и установить его на постаменте, в ряду боевой техники на Триумфальной арке – с пояснительной доской, что это памятник всем морякам-курянам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
Еще вариант – отдать катер кадетам под учебно-тренировочное судно, а то, кроме формы и рассказов «на пальцах», – никакой корабельной выучки. Пусть хотя бы пластырь на пробоину наводить научатся, а то для них понятия «мушкель», раздвижной упор  как китайская грамота. Ну и подъем флага – российского и советского, военно-морского, под которым прошел свой боевой путь кораблик. Что же касается применения его на существующей воде, пока это малоосуществимо, видимо, до окончания строительства Курского моря.
Может, кто из читателей «ГИ» знает еще что-нибудь об этом судне?
Александр БЕЛОУСОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...