Все статьи номера (4058)

Власть

Культура

Новости

Актуально

Происшествия

Обратная связь

Спорт

Деловой курьер



Статистика посещений
сайта газеты за сутки:

просмотров 571;
посетителей: 352;
*по данным сервиса http://www.liveinternet.ru/
Газета «Городские Известия» № 4058 от 05 сентября 2017

О курском земснаряде

Отгремел парадами день Военно-Морского флота. Граждане вволю налюбовались на стройные шеренги кораблей, подивились их мощи и красоте.

Однако есть флот, который в парадах участия не принимает, хотя задачи, им выполняемые, переоценить трудно.  Это так называемый технологический флот: нефтемусоросборники, сливщики льяльных (нефтесодержащих) вод, землечерпалки, драги, земснаряды и прочие. Так как из перечисленных видов судов у нас в Курске есть только земснаряд, на нем мы и остановимся.

Земснаряд – это судно, обладающее всеми его признаками:  водоизмещением, метацентрической высотой, характеризующей устойчивость судна, и другими. В конце июля в нашей газете был напечатан материал «Тускарь на реабилитации». В целом там описан ход работ, перспективы и другие вопросы. Я же хочу рассмотреть земснаряд с точки зрения флотского человека – тактико-технические характеристики, организация службы, например. Итак, я пошел на Боевку искать земснаряд!
Дорога не была утомительной: через проходной мост по улице Бутко, через ВЧК, под горку и вот ты уже под кронами деревьев прибрежной зоны. А вот и мостик через Тускарь,  справа, метрах в 50, пыхтит-работает искомый объект, земснаряд то есть... Однако попасть туда – большая проблема. Густой прибрежный кустарник, тростник, заболоченный берег. А на палубе земснаряда – никого. Дабы прорваться сквозь шум работающих механизмов, приходится «включать» свой флотский подзабытый «бас, окрепший над реями рея». «На земснар-р-р-ряде!!!» После вопля на палубе появились две фигуры. Объясняю, что хочу, мол, сделать материал для газеты о работе земснаряда, после чего от борта отделяется шлюпочка и следует в мою сторону. Новая проблема – шлюпочка проходит полтора десятка метров по чистой воде и причаливает к трубе, ведущей на берег. Труба так ничего себе, сантиметров 30-40 в диаметре, но пройти по ней до плавсредства надо около десятка метров... Нет, ежели что, падать невысоко, но – болото, грязь, вонючий ил – брр-рр! А ведь мне уже давно не 40 и даже не 50, да и не 60 уже тоже... Однако  быстро пробегаю по трубе, прыгаю в лодку, затем так же быстро по скоб-трапу поднимаюсь на палубу земснаряда. Тут хотелось бы похвалить себя за сноровку, мол, «моряк – всегда моряк!», но все более прозаически. Как в народе говорят: «руки помнят», по науке же это называется «вазомоторная память», если не ошибаюсь.
Короче, я на борту. Капитан не встречал меня ввиду отсутствия оного в штатном расписании. А встретили меня сменный механик и моторист. Ребята абсолютно нормальные, однако на днях у них был какой-то визитер из контролирующих органов, которому они, по мнению начальства, сказали нечто лишнее, и поэтому – никаких интервью! Все вопросы – к начальству, которое находится «на другом конце трубы», в вагончике.
Позировать для фото речники также категорически отказались, разрешив, однако, сделать несколько общих снимков – в надстройке, с носа, с кормы, а также в машинном отделении. Однако некоторые характеристики судна я все же получил. Марка земснаряда  – «ЛС-20». Бороздит речные просторы он уже три десятка лет. Энергетическая установка – V-образный 16-цилиндровый дизель от трактора К-700. Своего хода земснаряд не имеет. Передвигается по реке очень любопытно:  крепится тросом за прибрежные деревья и с помощью лебедки на них подтягивается. В случае отсутствия деревьев может быть использован трактор или грузовик. Всасывающее сопло земснаряда – полметра в диаметре. Мощной струей воды размываются донные отложения и всасываются соплом, а далее – по трубе длиной 350 м все это идет в карту-отстойник, куда, соответственно, послали и меня. Итак, иду «против течения» реки, в сторону Кировского моста. Прохожу пляж парка имени 50-летия ВЛКСМ, за которым труба сворачивает налево от реки – в лесную заболоченную чащу. Кстати, при чистке русла реки пляж обошли, так как реку углубляют на шесть метров, а для пляжей это глубоковато. Я бы, конечно, углубил еще больше, ибо в текущем столетии вряд ли еще раз будут чистить, а без хорошего паводка река быстро заилится вновь.
Кстати, о паводке. В природе, как известно, все рационально, а паводок – природное явление: река очищается, заливные луга – лучший выпас для скота, для заготовки сена. А уж курские «стрельцы» как ни плакались на половодье, а первая, самая вкусная, редиска, появлявшаяся на рынках, вырастала именно на иловых наносах в огородах Стрелецкой. Так что, может, не стоит регулировать паводок: природа рано или поздно мстит человеку за его «корректировки».
В раздумьях дошел до конца трубы. Взгляду предстала  так называемая карта-отстойник, в которую из трубы хлестала черная вонючая жижа, вокруг –  груды намытого песка, пара бульдозеров, которые, видимо, этот песок разравнивают, и два бытовых вагончика, где, по заверению команды земснаряда, мне будут даны ответы на все интересующие вопросы. В вагончиках, однако, никого не оказалось. Видимо, команда с палубы предупредила о  моем  приближении руководство по радио, и оно сочло благоразумным раствориться на просторах Боевки.
Впрочем, я не в претензии. Собеседник мне все же попался, и отличный.
– Машинист бульдозера Гречишников Леонид Анатольевич, – представился седовласый стройный джентльмен, выходя из кабины бульдозера.
Товарищ оказался пенсионером моих лет, поэтому общий язык мы нашли быстро. Это именно он рассказал мне о способах перемещения земснаряда, от него я узнал, что длина трубы от него до карты-отстойника — 350 метров. Меня интересовали и находки, которые попали на свет божий со дна благодаря работе земснаряда. Леонид Анатольевич пояснил, что вымывает всякое, случались «экспонатики» такие, что вызывали саперов. А так в основном всякая ерунда. Здесь же, на скамейке и под ней, валялись какие-то куски металла, сломанные очки, непарные ласты для подводного плавания из тех, что лет 50 назад в «Спорттоварах» продавались. Глядя на них, я убедился, что прав был учебник природоведения 4 класса: действительно, галоша гниет 300 лет, если эти ласты хоть сейчас надевай и плыви. Но больше всего меня впечатлило деревянное колесо, которое забило сопло земснаряда выше по течению. Обычное тележное колесо, хорошо сохранившееся, обитое железом, но вот на ступице какая-то насечка в виде шестерни. Выходит, был куда-то привод... А куда? Интересно...
В общем, всю необходимую информацию о том, что такое земснаряд и как он работает, я получил. И спешу поделиться этими знаниями  с читателями «ГИ».

Александр БЕЛОУСОВ.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * 4982b5070735852517670ccea7885c45

Действие

Последние новости Курск

16/07/2018 В Курском районе столкнулись три автомобиля. Есть пострадавшие
ДТП случилось в Курском районе утром 15 июля.

16/07/2018 В Уфе на самолёт не пустили двоих жителей Курска
Инцидент произошёл 15 июля в аэропорту города Уфа.

16/07/2018 В Курске иномарка насмерть сбила пешехода
ДТП произошло ночью 15 июля на проспекте Кулакова.

16/07/2018 В Крыму умер курский журналист Антон Фатеев
Умер 38-летний журналист из Курска Антон Фатеев, проживавший в последнее время в Крыму.

13/07/2018 В Курской области глава сельсовета оказался мошенником
Глава Вишневского сельсовета попался на мошенничестве.

13/07/2018 14 июля в Курске поднимется ветер и пройдут грозы
Об этом сообщают в Курском Гидрометцентре.

13/07/2018 В Курске пройдёт отключение электричества
С 16 по 20 июля в связи с проведением плановых работ АО «Курские электрические сети» света не будет сразу в трёх округах города.

13/07/2018 В Курске закроют проезд по Хуторской улице
Такие меры будут приняты вблизи дома №9.

13/07/2018 В Курской области в трагической аварии столкнулись внедорожник и мотоцикл
ДТП случилось в Фатежском районе сегодня, 13 июля, утром.

13/07/2018 Под Курском иномарка насмерть сбила велосипедиста
ДТП случилось во Льгове ночью 13 июля.

Электронная копия
номеров

Подписка на
электронную версию.

Подписка на PDF версию приложения «Деловой курьер»

Оформить подписку
Яндекс.Метрика