«Третьяковка» в Курске
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Как доныне живут среди москвичей светлые воспоминания о свидании с Джокондой в 1974 году, так и жители Курска хранят радостные впечатления об экспозиции из Русского музея в 2016-м. И вот город дождался еще более ярких открытий: в галерее имени Дейнеки экспонируются полотна Государственной Третьяковской галереи.    
О том, какие труды предшествовали историческому приезду, «ГИ» узнали в эксклюзивной беседе с гендиректором «Третьяковки» Зельфирой ТРЕГУЛОВОЙ.
– Выставка «Живописная Россия. Русская жанровая живопись второй половины XIX – начала ХХ веков из собрания Государственной Третьяковской галереи» для нашего города событие беспримерное. Но и для знаменитого музея путешествие шедевров за более чем 500 километров – нелегкое испытание, связанное и с особыми условиями транспортировки, и с рисками. Почему именно на родину Александра Дейнеки отправляются Перов и Серов, Репин?
– Курская картинная галерея – наш давний партнер. Ряд выставок на площадках Третьяковской галереи прошел при активном участии этого музея, не говоря уже о ретроспективе самого Дейнеки, которая экспонировалась в Третьяковке в 2010 году. Другая  причина – сотрудничество и партнерство с Фондом «Искусство, наука и спорт». Именно от Фонда поступило предложение провести выставки в Курске и Белгороде. Очень важно, чтобы условия, в которых будут выставлять картины, соответствовали нашим требованиям. Все сложилось – и мы в Курске!
– Каковы действия руководителей и работников в таких ситуациях, как перевозка картин в другой город или страну? Вынимаются ли полотна из рамы, каковы требования к транспорту в отношении влажности, вентиляции...
– Конечно, полотна из рам не вынимаются. Транспортировка в раме гораздо безопаснее. Все перевозки осуществляются специализированными фургонами с поддержанием температурно-влажностного режима, на пневмоподвеске, в сопровождении военизированной охраны. Даже ящики приспособлены держать температуру, если что-нибудь случится по дороге с фургоном. Вообще предпринимаются все меры предосторожности, чтобы транспортировка не нанесла вреда.
– Вам приходится знакомиться с отзывами посетителей подобных выездных выставок в городах, которые, как и Курск, не отнесешь к музейным столицам наподобие Рима, Парижа, Мадрида, Дрездена, Москвы или Санкт-Петербурга. Предположу, что впечатления у гостей незабываемые. Какие из подобных поездок наиболее дороги?
– Одна из них состоялась осенью 2016 года в связи со 120-летием легендарной Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Мы привезли 26 шедевров, которые экспонировались в этом городе в 1896-м: работы Ильи Репина, Михаила Врубеля, Исаака Левитана, Валентина Серова и еще ряда знаменитых авторов. Это был замечательный проект. Местный музей специально отреставрировал выставочные помещения, поработал над освещением. Все вместе производило незабываемое впечатление. Второй проект – в Казани, где мы попробовали использовать все ноу-хау, наработанные в выставочной деятельности за последние несколько лет. Итогом стал впечатляющий проект «Гений века», который открылся в конце апреля, а завершится в конце сентября. В его рамках представлено искусство конца XIX – начала XX веков. Экспозиция  сделана по самым высоким международным стандартам с замечательной выставочной архитектурой, прекрасным каталогом и, конечно, экспозицией, включающей самых значительных художников и скульпторов того времени (в том числе Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Константин Коровин, Петр Кончаловский, Михаил Ларионов, Кузьма Петров-Водкин, Николай Рерих). К нашей радости, количество посетителей уже превысило 70 тысяч.
– Познакомьте курян с сотрудниками галереи: доктором искусствоведения Татьяной Юденковой и кандидатом искусствоведения Ольгой Атрощенко, которые будут читать лекции в ходе курской выставки.
– Татьяна Витальевна заведует отделом живописи второй половины XIX – начала XX веков. Но, кроме административной должности, она – главный во всей Третьяковке специалист по истории собрания Павла Михайловича Третьякова. В прошлом году она выпустила фундаментальный труд «Мировоззренческие основы собирательства братьев Третьяковых». Это прорывная монография, ничего подобного о нашем основателе никогда не публиковалось. Блестящая работа, которая должна стать настольной для всех коллекционеров России. Татьяна Витальевна – блестящий лектор, прекрасный куратор, Ольга Дмитриевна Атрощенко – специалист по искусству упомянутой выше эпохи. Она курировала известную выставку Валентина Серова на Крымском Валу, на которой побывало полмиллиона посетителей, а сейчас занимается подготовкой выставки Архипа Куинджи, которую откроем в следующем году. Уверена, на лекциях наших профессионалов всех захватит рассказ, который они будут вести.
– Вы упомянули благотворительный Фонд «Искусство, наука и спорт» под руководством Алишера Усманова. Расскажите о сотрудничестве с этой организацией.
– Сотрудничеству уже много лет. Оно воплотило в жизнь беспрецедентный проект «Roma Aeterna» – выставка сокровищ Пинакотеки Ватикана. Она стала сенсацией, хотя бы потому, что Святой Престол никогда не выдавал разрешения на вывоз в другое государство такого количества своих шедевров. И потому, что проект получил одобрение президента России Владимира Путина и Папы Римского Франциска I. Когда накануне открытия возникла непредвиденная ситуация с финансированием, Алишер Бурханович немедленно откликнулся. Выставка стала, наверное, самой сенсационной в истории Третьяковской галереи за все время ее существования. Билеты, едва поступая в продажу, немедленно раскупались. Фонд поддерживает и образовательную программу в рамках VII Московской международной биеннале современного искусства. Опять же, по нашей экстренной просьбе, Алишер Бурханович поддержал техническое переоснащение помещения на Крымском Валу, в котором мы крайне нуждались.
P.S. Эпохальная выставка будет работать в Курске до 5 ноября.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...