Почти забытая история
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Почти забытая история


…С недавних пор, проезжая через Кировский мост (а это у меня бывает дважды в день), задумываюсь и пристально смотрю в воды Тускари. Словно надеюсь увидеть отражение трагедии, разыгравшейся здесь 70 лет назад – 6 ноября 1947-го, и беспримерного подвига, о котором узнал случайно и который с тех пор не дает покоя…    
Есть среди курян удивительные люди – краеведы. Для нас, пишущей братии, их открытия с завидным постоянством служат источником вдохновения. Нельзя не радоваться каждому материалу кандидата исторических наук Ильи Шпакова, сведущего знатока в таких областях, как градостроительство и история трамвайного транспорта. Есть во Всемирной сети и сайт «Горенка», основатель которого свою персону не раскрывает, зато снабжает пищей для размышлений местных журналистов и всех, кто дорожит памятью о богатом прошлом родного края. Сюда-то, в «Горенку», на страницу, посвященную Мемориалу павших, пришло недавно письмо, подписанное «Дмитрий», крик души, увы, без фамилии и обратного адреса. Оно стоит того, чтобы привести его полностью:
«В семье моей жены хранится история о родственнике по фамилии Чистосердов, военном, капитане корабля, который трагически погиб, спасая курян из затонувшего трамвая. Есть сведения, что он похоронен в Курске на Офицерском кладбище. ПОМОГИТЕ найти могилу. У него есть правнучка…»
Администратор ответил, что могила с такой надписью есть, датой смерти (точнее, как мы уже знаем, гибели) указан 1947 год. А, увидев рядом слова «трамвай» и «затонувший», автор этих строк обратился к единственному специалисту, который мог помочь. И Илья Владимирович Шпаков  поделился драгоценной информацией, разысканной по крупицам в Государственном архиве Курской области.
…Послевоенный, разоренный, но возрождающийся Курск готовился торжественно отметить 30-летие Октябрьской революции. На 7 ноября было намечено (и состоялось) открытие Дома Советов на Красной площади. Но в праздничный день первым лицам партийных и советских органов было не до радости: накануне, 6 ноября, случилось невиданно крупное дорожно-транспортное происшествие, где пострадали 30 человек (восемь погибли). Вот что открылось ученому-исследователю при работе с ранее засекреченными документами:
«Основной причиной аварии послужил обрыв центральной тормозной тяги на вагоне серии «Х» №1 в пути следования и несвоевременное применение водителем А. Д. Шуровой электрического тормоза, вследствие чего вагон развил высокую скорость на уклоне ул. Перекальского и при вписывании в кривую у моста сошел с рельс и упал в реку Тускарь».
Конечно, небывалая беда потребовала тщательного разбирательства. Оказалось, что и злополучные «тяги» (честно говоря, не представляю, что это за деталь) были изготовлены с нарушением норм, и злополучная вагоновожатая ранее дважды попадала в аварии именно на этом опасном участке. На черную весть из Курска отреагировал руководитель Министерства коммунального хозяйства РСФСР Владимир Говорков: попеняв за расхлябанность, отсутствие контроля по обеспечению безопасности движения, неправильный подбор и расстановку водительских и руководящих кадров, он уволил управляющего трамваем, понизили в должности главного инженера. Также министр обязал заведующего облкомхозом Астафьева установить постоянное дежурство руководящего состава и линейных ревизоров. Более того, изменения в работе, отразившиеся в приказе Главтрамвая, затронули всю Россию.
Но, увы, все это уже не могло помочь погибшим, среди которых был грудной ребенок… Вот горький перечень, чудом найденный Ильей Шпаковым: Калужская Александра Михайловна, Калужский Евгений, 7 месяцев (жуткая приписка чернилами: «убит вместе с матерью»), Протонина Клавдия Федотовна, Брежнева Валентина Васильевна (судя по молодому возрасту обеих, подружки, жительницы  из деревни Волобуево); отдельно перечислены умершие в больнице Дремин Владимир Тимофеевич, Локтионова Мария Петровна и Дородных Аркадий (его отчество написано чернилами поверх машинописи и поэтому неразборчиво). Наконец, Чистосердов Иван Иванович – старший лейтенант из Симферополя…
Кроме этого списка, единственным источником, хоть что-то сообщающим о моряке, была областная Книга памяти. В томе 17/1 сказано, что родился Иван Иванович в неком городе Лебеди Ворошиловградской области (точнее, конечно же, Луганской губернии) в 1915 году. Увы, не то что города, а и какого бы то ни было населенного пункта под таким названием на Луганщине нет. Зато звучная фамилия указывает на принадлежность человека к духовному сословию (семинаристов нередко «переименовывали» благочестивые наставники, не желая иметь дело с каким-нибудь «богословом Халявой» или «ритором Горобцом»). Значит, Лебеди были селом, а не, скажем, хутором, если там имелась церковь… Судя по дате рождения, Иван Иванович прошел Великую Отечественную, сражался на Черноморском флоте. И вот как о нем говорит еле слышное сегодня предание, при аварии подумал не о себе, а о беспомощных пассажирах.
Вам ничего не напоминает эта история?.. Конечно же, подобный подвиг обессмертил имя ереванца Шаварша Карапетяна, спасшего 20 человек из троллейбуса, который упал в воды Ереванского водохранилища в 1976 году. Но пловец-рекордсмен, совершив беспримерный подвиг, удостоился хотя бы ордена «Знак Почета» (хотя он явно заслужил высшую награду СССР – орден Ленина, а то и звание Героя). А от Ивана Чистосердова осталось лишь неприметное стандартное надгробье… Кто знает, приходили ли сюда с благодарностью спасенные им горожане?
Согласно данным горисполкома, небольшие травмы получили 14 человек, тяжелые – 5. О пострадавших местные власти позаботились, несмотря на суровое послевоенное время: выдавалось усиленное питание, уже к 20 декабря они получили талоны на необходимые вещи (обувь, телогрейки, пальто, галоши, платья, белье) и дрова, постоянная связь поддерживалась и в следующем году.
Характерная примета времени: негласной платой за помощь властей стали неразглашение подробностей аварии, «отсутствие нежелательных разговоров и толкований». Возможно, и о геройском поступке «старлея» (старший лейтенант на военно-морском жаргоне) выжившие помалкивали десятилетиями – пока память о беде не осталась лишь в неприметном дорожном знаке, что велит водителям трамваев непременно останавливать вагон при спуске по улице Перекальского…
А мост так и остается Кировским, хотя одноименный район давно стал Железнодорожным округом. Словно это сам Сергей Мироныч Киров, большевистский вождь из Питера, а не Иван Чистосердов, вновь и вновь нырял в ледяную речную воду, пока надеялся вернуть к жизни хотя бы еще одного товарища по несчастью…
P.S. Кировских мостов в стране немало – от Самары до Владикавказа. Мост Чистосердова был бы нашей, курской особой гордостью. Как и сам герой.

«ГИ» просят всех, кто может поделиться воспоминаниями о трагическом случае или поведать что-либо об Иване Чистосердове, пожалуйста, сообщите об этом нам!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...