Николай ОВЧАРОВ: Основной вклад в бюджет вносят горожане
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Николай ОВЧАРОВ: Основной вклад в бюджет вносят горожане


О бюджете, горсреде и заделе на тысячелетие – беседа с главой администрации Курска Николаем ОВЧАРОВЫМ накануне праздника получилась по-рабочему деловой. Обсудили текущие вопросы с прицелом на перспективу.    
– Николай Иванович, 27 октября состоялись публичные слушания по проекту бюджета города Курска на 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годов. Теперь предстоит обсуждение и утверждение бюджета депутатами Курского городского собрания. Из бюджета всегда видна перспектива: какие приоритетные направления, что будет построено, какие формы поддержки получат куряне. Хватит ли денег на то, чтобы реализовать все замыслы?
– Вы правы в том, что бюджет – это в первую очередь обозначение наших замыслов. Это контуры развития Курска. Они прописаны в 16 муниципальных программах, которые охватывают все сферы жизни города – от социальной поддержки граждан и развития образования и культуры в Курске до градостроительства и развития общественного транспорта и дорожного хозяйства.
Напомню, что в последнем рейтинге устойчивого развития из 179 городов Курск занял 11-е место, при этом он лидирует среди городов Черноземья. Составители рейтинга отметили, что Курск наряду с Тюменью, Краснодаром и Ставрополем – это динамично развивающиеся региональные центры. Причем Курск и Ставрополь вошли в число лидеров благодаря высокой сбалансированности экономического, экологического и социального развития, хотя и не выделяются лучшими результатами в отдельности по этим блокам показателей. Вот это и есть оценка наших муниципальных программ – умение грамотно развивать все отрасли деятельности, а не действовать по принципу «гриву вытащил – хвост увяз».
– Каковы основные параметры планируемого муниципального бюджета?
– Объем  доходов  бюджета города Курска  на 2018 год прогнозируется без объема финансовой помощи  в сумме 2,8 млрд рублей.
В  2018-м в структуре  налоговых доходов, которые запланированы в объеме   2,2 млрд рублей, наибольший удельный вес (48,5%) занимает налог на доходы физических лиц (1 млрд рублей), земельный налог – 25,4% (0,6 млрд рублей), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности –  15,8% (0,4 млрд рублей).
Неналоговые доходы спрогнозированы в объеме 538 млн рублей, при этом наибольший удельный вес (52,6%) занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (283 млн рублей),  и  35,0% –  доходы от продажи материальных и нематериальных активов, которые определены в сумме 188 млн рублей.
Как видно из приведенных данных, налоговые доходы будут обеспечивать основной объем поступлений в 2018 году – 80,6%.
– Получается, что основной источник поступлений в бюджет – куряне?
– Я бы сказал: труд курян. Ведь даже налоги на землю или имущество – это налоги на то, что заработано трудом. Но вы правы в том, что основной вклад в бюджет вносят сами горожане. Поэтому мы и приглашаем всех к самому полномасштабному обсуждению бюджета в ходе публичных слушаний, на сайтах администрации Курска и Горсобрания, в прессе, на встречах с представителями власти. Каждый курянин – участник формирования бюджета. С одной стороны, он вносит свою лепту в виде налогов, с другой – он пользуется расходами бюджета как потребитель тех общественных услуг, которые оказывает муниципальная власть.
– В соответствии с прогнозом поступления от  НДФЛ в ближайшие годы будут только расти и к 2020-му увеличатся почти на 20% по сравнению с 2017 годом. Для такого прогноза есть реальные основания?
– Это обоснованная оценка. Куряне работают много и эффективно. С начала года прошло уже  10 месяцев, поэтому видны промежуточные итоги и можно делать общегодовой прогноз. Так вот, по данным Курскстата, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами курских предприятий и предпринимателей вырастет по сравнению с предыдущим годом на 4% и достигнет 99 млрд рублей. Выросло производство продукции на многие виды товаров. На 5-10% увеличилось производство колбасных, кондитерских изделий и лекарственных препаратов; на 15% – конвейерных лент; на 30% – обуви; на 50% – безалкогольных напитков. Почти в два раза выросло производство спецодежды. На 4,6% растет оборот розничной торговли (прогноз на конец года – 133,5 млрд рублей). Оборот предприятий  общественного  питания достигнет почти 4 млрд рублей (рост более 7%). Соответственно, растет среднемесячная заработная плата одного работающего. А суммарный фонд оплаты труда в Курске за год впервые превысит отметку в 50 млрд рублей.
– Названные вами доходы бюджета пока относятся только к ресурсам самого муниципалитета. Рассчитываете ли на субвенции, субсидии и дотации из федерального и регионального бюджетов?
– Естественно. Финансовая помощь идет на муниципальные целевые программы. Власти региона, федеральный центр оценивают, как мы их реализуем, что ставим во главу угла. Поэтому ощущаем заметную поддержку. Благодаря ей смогли  начать  в этом году занятия в новой школе №60, а гимназия №4 получила еще одно здание – начальной школы. В планах следующего года –  достроить школу на проспекте Клыкова, а также предстоит выкупить новый детский сад и школу, построенные АО «Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова».
– Школа, судя по всему, уже готова. Там можно начинать занятия?
– Здание полностью построено, но, чтобы оно стало по-настоящему школой, нужно оснастить его необходимым оборудованием и получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Такая работа ведется.
Но это только один из примеров программного взаимодействия. А вот другой важный пример – программа «Формирование современной городской среды в Курске», которая нацелена на повышение уровня благоустройства нуждающихся в этом территорий общего пользования, а также дворовых территорий многоквартирных домов.
Работы 2017 года завершаются. Будет благоустроено 127 дворовых территорий.
– А говорили о 120 в 2017 году…
– Да. Напомню, благодаря активности горожан общее число поданных предложений составило 395 на общую сумму более 324 млн рублей. Исходя из средств этого года,  в адресный перечень вошло 120 дворовых территорий на сумму более 83 млн рублей и 3 общественные территории на сумму 37 млн рублей. Но благодаря грамотно проведенным аукционам образовалась экономия. Она и была направлена на благоустройство еще семи дворовых территорий.
– Систему аукционов у нас нередко критикуют...
– Это инструмент, которым надо умело распорядиться. Курск – стабильно лидер «Национального рейтинга прозрачности государственных и корпоративных закупок». В рейтингах 2014, 2015 и 2016 годов наш город занимал соответственно 6, 3 и 5-е места. Поэтому каждый может видеть, как мы организуем закупки и чего этим добиваемся. Пример с этими семью дворовыми территориями наглядно показывает, что при грамотно организованной деятельности в выигрыше остаются куряне.
Кроме того, из федерального бюджета и бюджета области дополнительно выделены 4,6 млн рублей на благоустройство сквера около памятника  Ленину на Красной площади. Эти работы начаты.
Программу продолжим в будущем году, у нас осталось почти 270 заявок горожан, мы должны их выполнить в ближайшие годы.
– На что еще будут расходоваться средства в 2018 году?
– Как всегда, бюджет социально ориентированный. Почти половина будет израсходована на социальную сферу. Четверть бюджета пойдет на дорожное хозяйство, транспорт, ЖКХ.
– Бюджет – это же не деньги в кубышке, это только планы.
– Да, вы правы. Это деньги, которые только предстоит получить в виде налогов, заработать, например, на аренде земли и муниципального имущества.
– А если налогоплательщик не платит? Есть должники в бюджет?
– Не будем скрывать, есть. Но в администрации города уже давно создана комиссия, которая работает по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в бюджет. Заседания проходят почти ежемесячно. За 9 месяцев в 2017 году рассмотрены дела 42 должников. Причем должны они были не только в муниципальный бюджет. Общая сумма задолженности рассмотренных неплательщиков в территориальный бюджет составляла 87,5 млн рублей, в том числе в бюджет города – 69,9 млн. По результатам проведенной работы погашена задолженность в сумме 61,9 млн рублей, в том числе в бюджет города Курска 50,8 млн.
– Во время публичных слушаний по бюджету высказывались критические замечания...
– Критики находятся всегда. Но именно для этого и организуется публичное обсуждение многих городских инициатив, чтобы выслушать максимальное количество точек зрения. В то же время много критических замечаний связано с узким взглядом на вещи. Посмотрел человек на одну строчку в бюджете, и ему показалось, что там мало. Он выступает на публичных слушаниях и говорит: «добавьте». Но бюджет, как уже говорилось, сложный, взаимоувязанный документ. Есть границы доходов и расходов. Чтобы в одном месте добавить, надо где-то отнять. Есть обязательные, защищенные статьи расходов: зарплаты работникам, налоги, расчеты за топливно-энергетические ресурсы. Здесь ничего убавить невозможно.
Где урезать? В социальных программах? 6 тысяч детей в возрасте до 2 лет получают молочные продукты на молочной кухне. Почти 6 тысяч детей из малообеспеченных и многодетных семей получают бесплатное питание в школах. Курские школьники бесплатно ездят на муниципальном транспорте. Об этом говорилось неоднократно, и даже самые жесткие наши критики все эти льготы для курян горячо поддерживают.
Сократить расходы на дорожное строительство и муниципальный транспорт? Курск нуждается в современных дорогах. В этом году провели реконструкцию проспекта Клыкова, ведется проектирование дороги по проспекту Надежды Плевицкой. Подали заявку в рамках программы «Стимулирование жилищного строительства» на строительство дороги в частном секторе по проспекту Дружбы. Для городского автотранспортного предприятия закупили дополнительно 8 автобусов малой вместимости. На коммерческих маршрутах обновлен автобусный парк на 20 ед. (11 автобусов «ПАЗ» и 9 микроавтобусов). Открыты два новых маршрута общественного транспорта (№225 и №48).
Другой пример. Октябрь – это традиционно месяц, когда проходят торжественные церемонии вручения удостоверений стипендиатам главы администрации города за достижения в образовании, творческой деятельности, спорте. В 2017-2018 учебном году ежемесячную стипендию будут получать 140 школьников, единовременное денежное поощрение получат 30 выпускников школ. А 130 педагогов, воспитавших этих учащихся, подготовивших их к предметным школьным олимпиадам, творческим конкурсам и спортивным состязаниям, будут в течение учебного года получать 10-процентную надбавку к зарплате. Еще 40 стипендий к Международному дню студента будет присуждено лучшим студентам курских вузов.
Но мало заметить и поощрить. Надо создать условия для развития, в том числе для занятий спортом. 9 лет реализуется программа «Детская игровая, спортивная площадка». В 2017 году таких площадок установили 33, а их общее число уже составило 399. Безусловно, программу нельзя останавливать. Начато строительство физкультурно-оздоровительного комплекса на улице Косухина, которое продолжится в 2018 году.
Уверен, что, как и  в прошлые годы, благодаря широкому обсуждению наших планов, благодаря совместной работе всех ветвей власти и гражданского общества  мы сможем сделать очередные шаги в развитии Курска, шаги к тысячелетию нашего любимого города.
– Хочется пожелать успехов вам, работникам администрации города, курянам. Чтобы все планы были реализованы, а город продолжал двигаться путем устойчивого развития.
Никита ТЕМИРКАЕВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...