Фантазии о Курске через 14 лет
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Фантазии о Курске через 14 лет


В Курске уже многое делается в рамках подготовки к 1000-летию города, еще больше намечено на ближайшие годы. И все же очередной доброжелательный взгляд на этот процесс не помешает. И да простится автору некоторая категоричность в изложении своих мыслей – тема того стоит…    
К аким должен стать наш город к 1000-летию? Пора бы уже основательно задуматься об этом – до большого юбилея осталось всего-то 14 с небольшим лет. Впрочем, кто-то скажет: «целых 14 лет», но меня больше устраивает первая формулировка. Скажем, пустырь на четной стороне «Полугоры» (улица Дзержинского) существует уже больше четырех десятилетий, удивляя своей заброшенностью (в историческом центре города) гостей города, а вот несколько поколений коренных горожан  к нему давно привыкли. Если не получается возвести там здания для картинной галереи и краеведческого музея (о чем разговор идет давно), то давайте устроим террасированный парк –  Курску отнюдь не помешают  новые парки и скверы. Да и так ли уж  уместны музей и картинная галерея (по сути своей предполагающие максимальную транспортную и пешеходную доступность) на   площадке, которая этим качеством не обладает? Еще в конце 80-х годов прошлого столетия отказались от строительства на   площадке прекрасного городка для театра кукол как раз по этой причине – транспортная и пешеходная малодоступность.
Впрочем, думается, что решать вопрос застройки «Полугоры» по четной стороне улицы Дзержинского имеет смысл  вместе с двумя площадками, которые рано или поздно освободит электроаппаратный завод. Если хотите – параллельно с формированием Курского кремля, это вполне реальная задача. Кстати, проекта предполагаемой планировки курского акрополя тоже до сих пор нет. А ведь копья на эту тему, как мне кажется, должны бы ломаться уже давно. Не случится ли так, что вопрос в конце концов будет решаться впопыхах или наоборот – отложится лет на 40...
В XVII и в начале XVIII века в юго-западной оконечности  курской крепости стояла фортификационная башня, замыкавшая на себе участки крепостных стен, что шли вдоль Тускари и вдоль Кура. С некоторого времени она была выполнена в камне и представляла собой первое каменное строение в нашем городе. Уже в конце XVII века на ее месте построили целый каменно-земляной бастион… Что находится на этом исторически насыщенном месте сегодня? Обычная автостоянка, которая явно не вписывается в понятие «городской акрополь». Может быть, стоит подумать, чтобы устроить здесь сквер, воссоздать    старинную башню с фрагментами стен, поставить скромный памятник стрельцам, казакам и пушкарям, защищавшим Курск в суровом XVII веке? Впрочем, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, предполагаю ответ: нет денег. Но ведь 1000-летие случается нечасто и под него надо просить и стучаться в высокие двери: воздастся и отверзнется…
Н о продолжим фантазировать на тему подготовки к 1000-летию Курска. Скажем, там, где улица Радищева, прежде чем влиться в улицу Дзержинского, разделяется на два рукава, есть небольшой сквер. Здесь в свое время стояла колокольня Николаевского храма, снесенного в 30-е годы.  Еще в 1965 году здесь установили монумент московских скульпторов «Космос». В те времена он на самом деле был вполне актуален, но к нынешним дням это качество явно подрастерял – тем более в историческом центре 1000-летнего города. В самый бы раз поставить  часовню – в память обо всех снесенных в нашем городе храмах. Да и памятнику «Слову о полку Игореве» здесь было бы самое место. Но не Игорю или даже Всеволоду-Буй-туру и не бравым витязям из их дружин, а простым курским кметям-ратникам, которые ушли в Степь, доверившись своим князьям, и не вернулись…
Еще в середине 30-х годов  прошлого века в Курске возникла идея организовать в районе нынешней площади Добролюбова «музейный городок», который объединил бы в себе археологический и краеведческий (новое здание) музеи и много чего еще. Во всяком случае внимание к этой части города (площадь Добролюбова и окрест) в те времена было гораздо более пристальным и адекватным. В 50-е годы и позже дело здесь не пошло дальше барахолки и места для размещения зверинцев. Уже в наши времена добавилась целая сеть строительных магазинчиков и бензозаправочная станция… А ведь это самый центр города.
В те же 30-е годы курских архитекторов волновала задача благоустройства склона, что от Первомайского парка ниспадает в сторону улицы Нижней Набережной. На прорисовках это выглядело очень красиво – тем более если сравнить с нынешним состоянием склона. Да и сам Первомайский парк представлялся архитекторам того времени совсем иначе…
Коль уж помянули Первомайский парк, стоит вспомнить, что в последние десятилетия его если и коснулась рука градоустроителей, то  изменения не в лучшую сторону. Скажем,  давно уже разрушили 100-летнее здание Летнего театра (поддалось с трудом), оставив на его месте очередной (в центре города) заросший бурьяном пустырь. Будут ли что-либо строить на этом  месте – не знает никто. Немногим лучше судьба кафе, которое начинал еще Сергей Одинцов – первый «последний герой». Парк частично востребован лишь в дни праздников – для организации увеселительных и торгово-сувенирных мероприятий. Надо сказать, что Первомайский располагается на площадке, которая обладает одним не очень приятным качеством – пешеходной малодоступностью. В минувшие десятилетия, когда уличное движение на Красной площади  было  несравненно слабее, об этом никто не думал. А сегодня попробуйте перейти Красную площадь, двигаясь в сторону парка… Кстати, в 30-е годы  территорию Первомайского на полном серьезе собирались застроить, устроив там два стадиона и  каток. Лишь тот факт, что после войны началось строительство электроаппаратного завода, заставил изменить планы: возникла необходимость в зеленой зоне рядом с заводом.
В Курске начали благоустраивать парк имени Дзержинского, который очень долго находился в заброшенном состоянии. Те, кто постарше, наверняка помнят, каким востребованным он был раньше, здесь были и детская железная дорога, и колесо обозрения…
В нашем городе об устроении набережной начали говорить еще в XIX веке. По сути, это самая долгоиграющая идея курян.  Сегодня появились конкретные проекты, но они малодоступны для всеобщего обсуждения. Трудно даже фрагментарно представить уместность регулярной набережной (бетонной, гранитной, мраморной…) на фоне нынешнего состояния самой Тускари и ее берегов в черте Курска. То  есть эту работу наскоком не сделаешь. И без привлечения добровольцев, видимо, не обойтись.
В Курске с довоенных времен начали проводить работу по совершенствованию структуры транспортных коммуникаций. Скажем, улицу Радищева из тупиковой сделали сквозной, соединив ее с  соосной Мясницкой. Это при том, что автомобильное движение было слабым. А вот сегодня при перегруженности центральной улицы автомобилями улица Горького как была тупиковой с двух сторон, так и осталась. Правда, на недавних публичных слушаниях по развитию транспортной инфраструктуры города до 2035 года прозвучало, что строительство дороги от улицы Горького до Челюскинцев включено в программу. Будем надеяться...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...