Игра в доктора по-серьезному
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Машина «скорой» вылетела на встречную полосу и врезалась в автобусную остановку, пострадали 10 человек… К счастью, это не реальное сообщение из рубрики «Происшествия», а лишь сценарий учений для первокурсников-медиков.    
Несколько лет их организует Алексей ГАПОНОВ. В 2017 году он сам окончил медуниверситет. Сейчас обучается в ординатуре по анестезиологии-реанимации, ассистент центра аккредитации и симуляционного обучения КГМУ, медбрат онкоцентра, куратор проектов медицинского волонтерства в вузе. Алексей рассказал «ГИ» о своем проекте «Учения» и о пользе, которую они приносят.
– Как возникла идея организовать обучение по оказанию первой помощи? Думаете, что спасатели и медики не справляются со своей задачей?
– С младших курсов заинтересовался симуляционной медициной. Это отрасль образования, когда обучающиеся (население, студенты, ординаторы, действующие медработники) отрабатывают клинические ситуации с использованием тренажеров, специальных пациентов-роботов, актеров, настоящего и учебного медицинского оборудования. Обучение идет от простого к сложному: сначала необходимо набить руку на множестве простых манипуляций, а потом из этих «кубиков» вкупе с теоретическими знаниями сложить комплексный алгоритм действий, включающий общение с пациентом и коллегами, продвинутые навыки диагностики и лечения.
Фактически это – игра в больницу, только вместо игрушек настоящие инструменты, оборудование, и для каждого тренинга составляется подробный сценарий с задачами и критериями успешного его выполнения. Симуляционное обучение незаменимо в области экстренной медицины, потому что когда возникает кризис, продумывать действия некогда, они должны быть заранее доведены до автоматизма.  Такое обучение интересно и для студентов, и для преподавателя: при наличии мотивации, знаний обучающихся и фантазии тренера можно создавать самые разные сценарии, менять студентов ролями, добавлять отвлекающие факторы, угрозы, осложнения и смотреть, что получается.
– Когда прошел первый необычный урок?
– Проект возник в 2014 году и тогда был гораздо уже, чем то, что получилось в итоге. Основная идея – создание симуляций массовых катастроф. Медицина катастроф, как правило, изучается только в теории. В итоге и студенты, и действующие медики единогласно признаются, что  теряются, оказавшись в такой ситуации, ведь в очаге массовых потерь есть свои законы, по которым при ограниченных материальных и человеческих ресурсах спасателям нужно не пострадать самим и успеть спасти максимальное количество жертв.
Концепция проекта нашла последователей, и уже в первый год мы обучили около ста студентов. Преподаватели-волонтеры вместе разработали специальную программу обучения, которая включала в   первую помощь, основы психологии людей, попавших в чрезвычайные ситуации, актерское мастерство, правила организации работы медицинской службы при катастрофах. Первые месяцы давались тяжело: в голове было множество потенциальных путей развития, еще больше предлагали ребята. Для разработки сценариев мы анализировали мировые новости, репортажи о самых известных катастрофах, черпали вдохновение в кино и в настоящих врачах и спасателях. Так, в течение первого года сформировалась огромная команда из желающих развиваться и быть готовыми ко всему. Стало проще привлекать новичков: заработало «сарафанное радио», начали копиться фото- и видеоматериалы. Закрепилась иерархия: студенты младших курсов любых факультетов и школьники стали проходить актерскую подготовку, старшекурсников тренировали как докторов. Ежегодно организуем около 200 часов занятий на базе центра аккредитации и симуляционного обучения, где наше движение имеет доступ к самому современному оборудованию.
– Это помогает студентам зарабатывать хорошие отметки по основным предметам?
– Когда начались активные тренировки, студенты обнаружили пробелы в своей теоретической и практической подготовке. Так появился запрос на расширение тематики. И мы создали олимпийское движение: старшекурсники в командах по четыре человека проходят цепь испытаний в симулированной среде, а затем лучшие команды в роли докторов сообща реагируют на какое-то массовое происшествие.
Для олимпийских конкурсов актеры и задания готовятся в течение всего учебного года. Специально разрабатываются оценочные листы, где перечислено каждое действие, которое необходимо произвести. При этом в каждой комнате, где разворачивается этап, мы стараемся рассказать историю, в которой есть драма, подвохи, неожиданные повороты. Участникам нравится такой подход – это способ проверить себя: они точно не знают, что ждет их внутри, и точно уверены, что в сценарии есть какие-то неочевидные мелочи, способные перевернуть ход сюжета.
Например, был такой вариант развития событий. Один из участников учений заходил на этап первым, организаторы гримировали его – по сценарию он был одним из двух пострадавших в ДТП. Ему предстояло вытащить второго пострадавшего (по сюжету – его друга) из машины, диагностировать клиническую смерть, вызвать помощь и начать реанимационные мероприятия. После этого разрешали войти трем другим участникам команды, чтобы они провели расширенную реанимацию в роли бригады интенсивной терапии. Однако, сосредоточившись на манекене, некоторые не уделяли внимания товарищу-пострадавшему и не пытались осмотреть его. В этом случае через определенное время судья давал ему команду «умереть» от внутреннего кровотечения, которого бы не было, если бы врачи скорой своевременно обследовали пациента.
– Какие навыки отрабатывают ребята в процессе учений?
– Конкурсы включают и сестринские навыки, и работу в паре на условном вызове «скорой помощи», и принятие родов, и реанимацию новорожденного. Особо нравится и участникам, и судьям работа в зоне ЧС в роли врачей-спасателей. На таких этапах в дыму, в темноте и под завалами необходимо отслеживать угрозы, оказывать помощь и эвакуировать пострадавших. Иногда мы требуем совсем неожиданные навыки: например, конкурс по сердечно-легочной реанимации обернулся так называемой «телефонной реанимацией»:  участнику команды в роли диспетчера службы «112» было необходимо по телефону общаться с родственниками, оказывающими первую помощь своему дедушке, пока едет скорая. Это задание поначалу шокировало олимпийцев, но позже было признано очень полезным: одно дело уметь руками, другое – уметь объяснить, попутно успокаивая вызывающего и контролируя его работу только по голосу. Вообще навыкам общения уделяется внимание на всех конкурсах: особенностью нашего движения является максимальное использование актеров, у которых прописаны типажи и реакции на различное поведение олимпийцев. Интеллигенты, агрессоры, напуганные, впечатлительные или наглые люди – прообразы берутся из собственной клинической практики.
– Вы упомянули, что используете манекенов, роботов и даже реальных людей...
– Благодаря поддержке университета  у нас есть профессиональный грим, специальные имитации самых разных ран, достаточно оборудования, чтобы обеспечить помощь сразу десяткам жертв. Желающих «пострадать» хоть отбавляй: помимо ярких впечатлений и фотографий все участники получают шанс оказаться в страшных условиях, оценить, как бы они действовали, случись такое в реальности. Помимо собственно диагнозов  все актеры имеют социальные роли: почему они здесь оказались, кто их спутники, как именно отреагировали на потрясения. Ситуации включают взрывы на спортивных праздниках, захват заложников (с последующим настоящим штурмом), массовые ДТП, военные конфликты.
Сейчас проект насчитывает около 500 участников. Часть ребят уже выпустилась и связала жизнь с неотложной медициной. Самые младшие только принимают решение поступать в университет. Некоторых наши реалистичные симуляции оттолкнули от медицины – тоже часть профориентации. Но те, кто остался, идут к цели более осмысленно. Проект признан администрацией города, дважды становился победителем регионального конкурса «Доброволец года». Главная награда – федеральный грант Росмолодежи, благодаря которому бренд становится ярче и лучше. И все же главное достижение – это сотни людей, готовых оказать помощь в трудной ситуации.
– Спасение людей – специфический навык, можно ли в экстренной ситуации действовать по наитию?
– Желание помочь свойственно русскому человеку, и это прекрасно. Это – первый элемент успешной помощи. Однако без знаний и умений ваши действия могут оказаться губительными. Так, при виде сбитого машиной пешехода на асфальте у многих возникает желание подложить мягкое под голову, но при наличии перелома позвоночника (что часто бывает в таком случае) смещение головы может вызвать страшные осложнения, вплоть до летального исхода.
– Что должен в первую очередь помнить и какого принципа придерживаться человек, который  оказался рядом с пострадавшим?
– Необходимо в первую очередь убедиться в безопасности обстановки. Попробуйте понять, что стало причиной происшествия: есть ли вокруг упавшие обломки, провода, признаки насилия. Если это дорога, жизненно важно огородить, подсветить пострадавшего фарами, сделав его заметным для проезжающих автомобилей. Всегда зовите на помощь: лишние руки не помешают, кроме того, рядом могут оказаться профессионалы. Вызовите «Службу спасения» и будьте готовы ответить на вопросы: ориентиры места происшествия, количество пострадавших, факторы угрозы для вас и ваших пациентов. Крайне важно сохранять самообладание: видя ваше спокойствие, пострадавшему будет проще успокоиться самому, что облегчит оказание помощи.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...