Все статьи номера (4135)

Власть

Новости

Актуально

Происшествия

Обратная связь

Сеймские берега

Спорт

Закон есть закон



Статистика посещений
сайта газеты за сутки:

просмотров 3066;
посетителей: 2247;
*по данным сервиса http://www.liveinternet.ru/
Газета «Городские Известия» № 4135 от 05 марта 2018

Размышления неравнодушного дилетанта

Поводом для размышлений стал возможный грядущий снос дома №16 на улице Максима Горького. Даже будучи принципиальным противником разрушения в центре старинного города архитектурных раритетов, не стану делать акцент на данном факте, тем более что 16-й не является охраняемым памятником архитектуры или истории.

Посмотрим с другой стороны – как это скажется на увеличении пропускной способности улицы.

На мой взгляд, улица Максима Горького в целом –  это череда недоработок в реализации генпланов, начиная с послевоенного (1946 – 1947 год). Уже тогда предполагалось  расширить эту транспортную магистраль, выровнять с двух сторон ее «красную линию» – то есть границу, которую не пересекают при возведении зданий и проведении транспортных сообщений.  В этом смысле примером могут служить обе стороны  улицы Ленина, и в первую очередь – нечетная. После войны центральную транспортную артерию Курска решили расширить, отодвинув линию застройки четной стороны, и начали со здания в самом ее начале – гостиницы «Центральной». Кстати, когда в нашем городе в конце XVIII века велись работы по перепланировке, то на пересечении главных магистралей с поперечными улицами возводили самые солидные дома (обязательно каменные), чтобы по ним ориентировать остальные…
Но с улицей Сергиевской (ныне  Максима Горького) получилось иначе. По генплану 1782 года она предполагалась  гораздо короче нынешней – до тупикового пересечения с улицей Можаевской. А дальше в северную сторону тогда шла довольно хаотичная застройка, свойственная глухой окраине, на которую строгости екатерининского генплана не распространялись. Через некоторое время улицу продлили, но и в этом варианте она упиралась в обширный овраг, поднимавшийся едва ли не к центральной улице. В те времена о том, чтобы как-то пересечь этот распадок, не было и речи. То есть  улица уже тогда не считалась перспективной как транспортная магистраль – и уж тем более после того, как главный городской парк распространился не только к западу от нее, но и с другой стороны.
Одним словом, улица Сергиевская (Максима Горького) воспринималась курянами как патриархально-провинциальная, и титул одной из основных городских магистралей ей не грозил. Этому ее качеству, уединенности вполне соответствовало и расположение старинного Свято-Троицкого женского монастыря.
В дополнение картины: еще в начале шестидесятых годов прошлого века по Горького на Боевку гоняли стадо коров.
Еще одна улица в Курске, которая первое время тоже являлась тупиковой, – Фроловская (Радищева). Позже ее соединили с соосной Мясницкой. Но даже в тупиковом варианте она была гораздо востребованнее у курян, чем Сергиевская, и окраинной не считалась. Скажем, именно здесь построили роскошное здание для женской Мариинской гимназии.
Но вернемся к улице Максима Горького-Сергиевской.
Любому старинному русскому городу, до того как его решили устроить на регулярный манер,  была не свойственна упорядоченность и строгая геометрия – этим качествам русская душа противилась долго. Какая уж тут красная линия, если в старину частные дома выходили на улицу не фасадом, а оградой подворья! А уж где стоять дому – это никого, кроме хозяина, не касалось.
Должно быть, в силу как раз тех обстоятельств, которые изложены выше, улица Горького, если рассматривать ее нынешнюю геометрию на  планах, представляет собой довольно интересное зрелище. Красная линия здесь соблюдается фрагментарно – особенно по западной стороне. Заметны попытки последних десятилетий расширить улицу, но лишь в той ее половине, что примыкает к Мирной. Здесь новые строения располагали как раз с учетом этого замысла. Примером тому здание «Банка Москвы», жилые дома №70 и №50, восточная часть дома №6а (улица Кати Зеленко). Но на пропускной способности транспортной части это никак не сказалось – всего лишь значительно расширились газоны. Дело в том, что ширину проезжей части этой улицы лимитируют несколько зданий ниже: №8, 16, 18, 26, 28. Кстати, в том же лимитирующем ряду и юго-восточный угол Дома советов, который сориентирован по оси улицы Ленина и Красной площади и по этой причине к улице Максима Горького стоит несколько боком.
Итак, предположим, дом №16 снесут. Если это с целью внести   лепту в расширение проезжей части улицы Горького, думаю, есть смысл.  Но тогда придется сносить №8 и 18, а также №8 по улице Серафима Саровского, что  маловероятно.
Но вот еще одна грань задачи по увеличению пропускной способности улицы Максима Горького... Если ликвидировать ее тупиковость со стороны Мирной вполне реально – это не раз входило в рамки генпланов последних десятилетий, то решить ту же проблему с другой стороны сложнее. И тут опять не обойтись без исторического экскурса.
Сравнительно недавно улицы Сонина (она же Мурановская, Верхняя Набережная) как значимого транспортного вектора не было вовсе. В конце XVIII века там, где сегодня сливаются улицы Сонина и Луначарского, построили здание присутственных мест, которое надежно перекрыло это транспортное направление. Гораздо позже здание реконструировали, чтобы сделать транспортно доступным место строительства Дворянского собрания. Но и тогда эта улица (Мурановская) была мало востребована курянами. Дорога в гору со стороны нынешней улицы Александра Невского была очень неудобной до тех пор пока ее не благоустроили.
То есть  вопрос соединения улицы Мурановской (Верхняя Набережная) с Сергиевской (Максима Горького) в те времена не был актуален для курян. Но ведь ситуация давно изменилась. Уже в середине 30-х годов появились разработки курских архитекторов, где восточную половину Первомайского парка (со стороны Тускари) предлагалось застроить престижными зданиями и прорезать полноценной транспортной магистралью по оси улицы Максима Горького. Если бы не война, эту задумку наверняка реализовали бы. Но в 1945 году начали строить электроаппаратный завод, и парк решили не трогать – как санитарную зону рядом с промышленным предприятием. Но рано или поздно КЭАЗ перебазируется на другую площадку, и ситуация изменится в корне.
Не пора ли уже сегодня задуматься о том, как сделать улицу Максима Горького полноценной магистралью?

Автор: Виктор КРЮКОВ

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * 43095c4306c4cd08c4a435e594347fa7

Действие

Последние новости Курск

26/01/2020 На реке Сейм в Курске утонули две девочки
На реке Сейм в Курске произошла трагедия.

26/01/2020 Курские рапиристы отличились на первенстве России среди юниоров
Сборная Курской области выиграла «серебро» командных соревнований.

26/01/2020 Ремонт тепломагистрали на улице Энгельса в Курске завершен
Они заменили ветхий 9-метровый участок трубопровода на новый и включили его в работу.

26/01/2020 В Курске вновь ожидаются туман и гололедица
По прогнозу Курского Гидрометцентра 27 января облачно с прояснениями, без существенных осадков.

26/01/2020 Курян приглашают поболеть за "Динамо-Фарм"
Матчи с "Вологда-Чеваката" пройдут в СК "Динамо" (ул. Ленина, 38) 26 января в 17.00, 27 января в 18.30. Вход на игры свободный.

26/01/2020 Курское "Динамо" обыграло "Спартак" из Ногинска
Вчера курское «Динамо» уверенно обыграло дома «Спартак» из Ногинска - 88:62.

26/01/2020 Оставшимся без тепла курянам предоставят обогреватели
В настоящее время продолжаются работы по устранению аварии на тепломагистрали на улице Энгельса.

26/01/2020 Курян научат судить футболистов
Региональная федерация футбола приглашает в школу футбольного арбитра.

26/01/2020 Городской выездной штаб побывал на месте ремонта тепломагистрали в Курске
Сегодня в 7.00 состоялось заседание выездного городского штаба комиссии по ГОиЧС с участием комитетам ЖКХ и ТЭК Курской области

26/01/2020 В Курске продолжают устранять порыв тепломагистрали
На месте работают ремонтные бригады Курского филиала ПАО "Квадра" и спецтехника, укомплектованная всем необходимым оборудованием.

Яндекс.Метрика