Добрая слава лучше богатства…
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Если бы перед вами, уважаемый читатель, поставили задачу: найти в истории нашего города человека, достойного быть увековеченным в бронзе за честность, принципиальность и преданность своему делу, кого бы из своих земляков вы выбрали?    
Наверняка не ограничились бы одним именем – таковых в истории Курска и области много. А мне хочется вспомнить курянина Ивана Филипповича Толкачева. За годы жизни он не стяжал себе громкой славы, не занимал высоких постов, а был простым работником ГАИ. Но каким!
П ро непримиримость Ивана Толкачева ходили легенды. И вот лишь одна из них. Как-то он остановил за нарушение легковой автомобиль, в котором ехал первый секретарь Курского обкома КПСС Леонид Монашев. И не поколебался, не дрогнул, несмотря на крики и угрозы:
– Да ты знаешь, кто я? Я – Монашев!
– А я – инспектор ГАИ Толкачев. Вы нарушили...
Он родился 19 августа 1919 года в небольшой деревеньке 2-е Писклово, что в  Бесединском районе Курской области. Оттуда же после окончания школы был призван в армию. Во время Великой Отечественной был стрелком 63-го и 58-го стрелковых полков войск НКВД и трактористом саперного взвода. Принимал участие в боях не только против фашистской Германии, но и на Дальнем Востоке с японскими самураями. Награжден боевыми орденами и медалями.
После окончания войны, вернувшись на родину, Иван Филиппович поступил на службу в 1-й отдел милиции города Курска командиром отделения. В 1959 году пришел работать в Госавтоинспекцию Курской области, службе в которой посвятил значительную часть своей  жизни. В 1984-м он ушел на пенсию в звании лейтенанта милиции. Занесен в ряды почетных работников Госавтоинспекции Курской области...
В Белгороде есть памятник неподкупному гаишнику, прообразом которого стал конкретный работник ГАИ – Павел Кириллович Гречихин. На постаменте надпись: «Добрая слава лучше богатства»… Вот бы и в Курске поставить перед зданием Госавтоинспекции бронзовую фигуру Филиппыча и его знаменитый ГАЗ-69 (с колесами от пушки) – молодым инспекторам в качестве примера, водителям в напоминание – дескать, ГИБДД не спит. Кстати, нигде в России, кроме Белгорода, таких памятников больше нет…
С Иваном Филипповичем судьба впервые свела меня в возрасте 3-5 лет. Помню, бабушка говорила: «Будешь плохо себя вести, отдам милиционеру!». Вот таким милицейским Бармалеем казался мне Филиппыч – громогласный, в синей шинели с алыми погонами и петлицами. На погонах красовалась белая буква «Т» – старшина, значит. А еще ремень с портупеей, с гербом страны на пряжке и блестящие хромовые сапоги. Прибавьте к этому   рычащий синий мотоцикл с надписью «Милиция» на коляске – и образ будет завершен. Я всегда с ужасом думал о том, сколько же непослушных детей он увез в загадочную «Милицию» в своей коляске под кирзовой попоной...
Более поздние встречи происходили, когда мне было уже 12-13 лет. Иван Филиппович дежурил на посту ГАИ, на выезде из-под мостов, где дорога разветвлялась на Щигры и  Воронеж. Поскольку повороты на улицы Парижской Коммуны и Ильича были под прямым углом, едущие грузовики замедляли скорость. Нам же, мальчишкам, зимой было за счастье зацепиться специально приготовленным крючком за задний борт грузовика и промчаться за ним на коньках несколько кварталов. Было это просто упоительно, хотя, как сейчас понимается, и очень опасно. Видя такие дела, Иван Филиппович вскакивал на своего «железного коня» и летел «пресекать правонарушения». Куда там! Мальчишке даже на коньках убежать по сугробам от мотоцикла было очень легко.
Следующий этап – мне 15-17 лет. Мы с Филиппычем оба эволюционировали: я купил себе за 25 рублей останки мотоцикла «Ковровец», а он пересел на автомашину «ГАЗ-69», именуемую в народе «бобиком», или «козлом». Тут мы с ним уравнялись – и моему мотоциклу, и его «газону» лет было, наверное, поровну. Надо сказать, что после моего ремонта у мотоцикла работал только двигатель и иногда – тормоза. Документов же на него, равно как и прав на вождение, у меня, естественно, не было. Но это не мешало мне гонять по Мурыновке и окрестностям.
И вот однажды я напоролся на   Ивана Филипповича. Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, останавливаться не стал, и – началась погоня! Конечно, по ровной дороге мое «чудо техники» не смогло бы соперничать с «раритетом» Филиппыча, однако Мурыновка родная авось не выдаст! Это теперь здесь почти повсеместно асфальт, а тогда кругом были лужи, которые не просыхали и летом. Вираж! Я выскакиваю на тротуар, а «бобик» Филиппыча по ступицы влетает в зеленую зловонную лужу! В тот же миг у меня глохнет мотор. Торжествующий гаишник с криком «Ну что, попался!» распахивает дверь своего «лимузина» с явным намерением взять меня за шиворот. Однако, взглянув на жижу под ногами и на свои сверкающие хромовые сапоги, он передумал прыгать в лужу и громовым своим голосом скомандовал: «А ну, иди сюда!». Я что-то съехидничал в ответ и преспокойно покатил по тротуару, подальше от Филиппыча и той самой спасительной для меня  лужи.
Следующая встреча с Толкачевым состоялась уже на плацу УВД в середине 70-х годов. Там ежедневно проводились разводы на службу всех городских милицейских подразделений. К тому времени Филиппыч уже носил офицерские погоны. Надо сказать, что в то время это дорогого стоило, так как не весь личный состав ДПС был укомплектован сержантами. Кроме Толкачева был лишь один офицер – младший лейтенант Толя Пшеничников. Толкачев с гордостью носил лейтенантские погоны, хотя они были ему уже не по возрасту. Не расставался он также с начищенными «хромачами» и галифе, в то время как все уже давно носили брюки навыпуск. Ну и верный его «козлик», ГАЗ-69, по-прежнему сопровождал его в службе.
Нашим командиром взвода был капитан Студеникин, который начинал свою милицейскую службу в ГАИ. От него я узнал, как Толкачев за какое-то нарушение остановил машину самого Монашева. Но это бы ладно – он оштрафовал собственную жену, когда она, доставляя ему обед, перешла улицу в неположенном месте... Взяток с водителей лейтенант Толкачев не брал НИКОГДА. Недаром его до сих пор вспоминают водители-старожилы.
Упокоился Иван Филиппович на Северном кладбище, прямо напротив ГАИ…
Александр БЕЛОУСОВ.
Использованы материалы областного музея ГАИ-ГИБДД.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...