До свиданья, капитан!
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
До свиданья, капитан!


Хочу рассказать о своем друге – капитане 1-го ранга Дмитрии Анатольевиче Лифинском. Увы, его с нами уже нет. Совсем недавно, накануне Дня защитника Отечества, мы были с ним в школе №7. С каким интересом слушали ребята бывалого моряка, рассматривали сделанные им модели подводной лодки и легендарного эсминца «Стерегущий»! А когда пошел по ребячьим рукам его именной кортик,  восторгу  не было предела!    
В конце февраля сердце Дмитрия перестало биться... Никогда не пойму логики медиков: человека, живущего рядом с областной больницей, везут на другой конец города в шестую, а оттуда в Семашко! Не довезли... Если бы офицер-подводник Дмитрий Лифинский правил свою воинскую службу таким же образом,  число жертв могло бы составить сотни, а то и тысячи человек...
…Случай этот произошел в бухте Чажма Уссурийского залива, что в Японском море, аккурат напротив славного Владивостока.
Было это за десять месяцев до Чернобыльской катастрофы, когда «мирный атом» вдруг заставил содрогнуться весь мир. 10 августа 1985 года командир БЧ-5 АПЛ «Ростовский комсомолец» капитан 3-го ранга Лифинский был дежурным по дивизиону. На лодке находилась только вахта из 14 человек, остальной экипаж – на берегу. На соседнем причале стояли лодка К-431 и специальное судно – плавучая лаборатория, предназначенная для перегрузки ядерного топлива. К служебным обязанностям Дмитрия происходящее по соседству непосредственного отношения не имело, и он спокойно отдыхал в своей каюте. Но, в процессе перегрузки ядерного топлива, при подъеме крышки реактора что-то пошло не так. Крышку (12 тонн веса) перекосило, за ней потянулась компенсирующая решетка, поглотители. И тут  как назло  на большой скорости в бухту ворвался торпедолов – небольшой кораблик, предназначенный для вылавливания учебных торпед после стрельб. Это особый военно-морской форс – ворваться в бухту на больших ходах, перпендикулярно причалу, и вдруг неожиданно дать «полный назад» и, переложив штурвал на 90 градусов, повернуться к берегу бочком и тихо пристать к кранцам причальной стенки, мурча при этом на холостых оборотах как ласковый кот...
Так вот, летевший к берегу торпедолов поднял такую волну, что перегрузчик качнуло, кран сделал рывок и... Взрыв был такой, что 12-тонная крышка подскочила, как фанерная, и вновь упала на реактор. В пламени взрыва сгорела вся перегрузочная команда. Перегрузочный домик и кран летали над бухтой, как бумажные. Еще один взрыв! На сей раз крышка реактора упала на корпус лодки и пробила его. В лодку стала проникать вода. Осколками повредило и лодку Дмитрия, пробив балластные цистерны. Вскочив на палубу и оценив обстановку, Дмитрий объявил аварийную тревогу и дал сигнал: «Радиационная опасность». Включив помпы, они в три ствола стали тушить пожар. «Страха не было», – рассказывал Дмитрий, только ведь рядом – поселок Тихоокеанский («Техас» в просторечии), дальше –  Находка, а через залив –  ничего не подозревающий Владивосток с полумиллионным населением...
Словом, второй реактор от взрыва спасли. Что дальше? Да как обычно –  налетело начальство, госбезопасность... Уходить никому не разрешали, несмотря на зашкаливавшую радиацию. Лодку спасли, залили реакторный отсек бетоном и отбуксировали в бухту Стрелец. А экипаж? Экипаж даже не обследовали, в медкарты ничего не вписали. Правда, выдали новую форму и взяли строгую подписку о неразглашении произошедшего.
Служба продолжалась. Только вот стало давление скакать, боли головные появились, кашель какой-то... И это – в тридцать с небольшим.  Теперь-то ясно, что «лучевка», а тогда – ни лечения специального, ни препаратов... Однажды позвонили из госпиталя, сообщили, что кровь, мол, неважная. Надо было ехать сдавать анализы. По дороге в госпиталь Дмитрий с мичманом  попали в аварию... Помощь оказывали в близлежащей воинской части. Дмитрию ампутировали ногу, перелили кровь... Видимо,  эта чужая кровь спасла молодому офицеру жизнь...
Несмотря на потерю ноги Дмитрий продолжил флотскую службу уже в береговых подразделениях – до 1988 года. С большой теплотой он всегда говорил о своей маме, которая примчалась из Курска во Владивосток и находилась рядом с сыном в трудные минуты. А подвиг, который «тянул», как мне кажется, на Героя Советского Союза, так и остался неоцененным. Лишь спустя 14 лет, уже в другой, по сути, стране, офицер Лифинский удостоился ордена «За личное мужество». Вот такая история произошла с моим другом.
И вот еще что интересно, – мы с ним одного поколения, оба куряне, только он жил на КЗТЗ, а я – на Мурыновке, ходили в одни и те же кружки, смотрели одни и те же фильмы и – ни разу не встретились. Оба пришли на Тихоокеанский флот, правда, разными дорогами, но не встретились и там – он в подплаве, а я – надводник. И только в Курске, когда нам обоим уже было за 60, мы с Дмитрием познакомились в «Кают-компании». Какой это был человек? В душе – мальчишка! Мы и сблизились с ним из-за песенки из радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов», выходившей на радио в нашем далеком детстве. Слышу – Дима напевает: «Нет на свете далей, нет таких морей…». А я подхватываю: «Где бы не видали наших кораблей!». И уже поем вместе: «Допивайте чаши в честь далеких стран. До свиданья! Вашу руку, капитан!»
Вообще Димка мечтал корабли строить, занимался в судомодельном кружке, строил модели  по рисункам и фотографиям. Уже тогда термины «остойчивость», «метацентрическая высота» из «библии» моряка «Теории устройства корабля» не были для него пустым звуком. А «библией» эта самая «Теория» зовется потому, что преподается на первых курсах всех морских учебных заведений и является основой основ всех флотских специальностей.
После  школы он поступил в знаменитую «Дзержинку» и по окончании с дипломом «инженера-лейтенанта» попал  на Краснознаменный Тихоокеанский флот. И пусть не сбылась мечта –  строить корабли, зато служить на подводном атомном крейсере – большая честь для молодого офицера! А после была боевая служба, дальние походы, учения. До того рокового взрыва. И все же, даже будучи списанным с флота, преданный женой, Дмитрий не опустил рук и не пошел «на дно», как часто бывает с нашим братом. Он создал семью, занимался любимым делом – судомоделированием, возглавил общественную организацию ветеранов флота – «Кают-компания».  Димке можно было позвонить в любое время дня и ночи и по любому поводу. Он всегда был рад общению, в нужный момент мог дать хороший совет.
Добрый, мудрый, верный товарищ – Дмитрий Анатольевич Лифинский. Мы всегда будем тебя помнить. Под этими строками, думаю, подписалась бы вся наша «Кают-компания».
«Неправда, друг не умирает, он просто рядом быть перестает».
Александр БЕЛОУСОВ,
капитан 3-го ранга в отставке.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...