Ах, эти щеголи и франты!
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Ах, эти щеголи и франты!


Одна из интересных сторон жизни послевоенного Курска –  молодежная мода второй половины 40-х и первой половины 50-х годов.    
В то непростое время, спустя год-два после войны, среди курской молодежи было модно носить одежду военного стиля: «офицерский» китель синего цвета и темно-синее галифе, заправленные в хромовые сапоги, голенища которых собирались гармошкой (для чего изнутри пришивалась резинка). Но постепенно мода утрачивала воинственность, становилась более «мирной»: ребята стали носить очень широкие рубашки (обычно белого цвета), рукава которых под локтем поддерживались разноцветными витыми резинками. Поверх рубашки надевали или короткие облегающие пиджаки, или черные длинные драповые пальто (по сезону). Галстуков щеголи того времени не признавали, а на шее носили достигавшие полутораметровой длины белые или полосатые шарфы из шелка.
Сшитые из черного шевиота штаны по неписаному правилу должны были превышать ширину обуви, полностью скрывая ее при ходьбе. Модными были ботинки или туфли из ярко-коричневой кожи.
Подстриженные под «бокс» или «польку» состоятельные курские парни прикрывали свои  головы кепками-«аэродромами», менее состоятельные – «шестиклинками или «восьмиклинками» синего цвета с обтянутой тем же материалом пуговицей на макушке. Кепка была на несколько размеров меньше, чем положено, а ее козырек – не шире толщины двух пальцев.
Облик курского франта того времени довершали портсигар и наручные часы («Победа» или трофейные), а также одна-две золотые фиксы. Кто не мог позволить себе зубы из драгоценного металла, в торжественных случаях порой использовал конфетную золотую фольгу.
Курская шпана ходила  в «мичманках» с лакированным козырьком в два пальца шириной, обязательно сбитых на затылок. Тельняшка и белая рубаха, штаны «клеш» 32-сантиметровой ширины, ремень с морской бляхой со свинцовой подпаечкой (во время драки ремень наматывался на руку и тяжелая бляха превращалась в кистень), обязательная финка. Прическа – «бокс» с челкой до бровей и пресловутые фиксы.
У девушек были модны белые осветленные прически с шестимесячной завивкой – под немок.  Волосы прикрывала косынка или шляпка, иногда украшенная искусственными цветами. Костюм состоял из приталенного жакета спокойного (чаще всего коричневого) цвета, вышитой блузки, прямой узкой юбки ниже колен, чулок и туфель в ботах (калошах) или ботинок-«румынок» – теплой зимней обуви с короткими голенищами, застегивающимися спереди на пуговицы. В качестве аксессуаров – гребни, перламутровые клипсы, бусы. Самые отчаянные курские модницы носили юбки с «подзором» (это когда из-под юбки чуть выглядывали кружева нижней сорочки).
Однако общепринятая мода устраивала не всех. Среди курской молодежи появлялись люди, старавшиеся подражать западному облику и стилю жизни. Как правило, образцами становились герои иностранных фильмов. Так, в 1952 году, после фильмов о Тарзане (с Джонни Вайсмюллером в главной роли) молодежь стала носить  длинные волосы, зачесанные назад. Затем в середине 50-х годов появились «тедди» (сокращение от имени Эдуард), которые подражали ребятам с рабочих окраин Лондона, носившим облегающие брюки, галстуки-бабочки, удлиненные пиджаки с бархатными обшлагами и замшевые туфли на толстой подошве. Кумиром «тедди» был британский монарх Эдуард VII, имевший репутацию завзятого денди. Советские «тедди» обожали джаз, танцевали буги-вуги, фокстроты, вальсы и танго.
В конце 1950-х  «тедди» сменили «стиляги». Тарзаньи прически остались, но одежда  изменилась полностью. Курские стиляги одевались в светло-серые, с поясом, китайские плащи, свободные пиджаки «букле» спортивного покроя с очень широкими «плечами» и рубашки «шотландки» с украшенными пуговицами отворотами.
Галстук носили не всегда, но если это происходило, предпочитали крепдешиновый, с очень маленьким узелком и ярким рисунком. Например, красного цвета с вытканной золотым шелком пагодой или абстрактными узорами.
Брюки ярких расцветок с отворотами от 4 до 6 см были настолько узки, что их приходилось надевать лежа, предварительно намылив пятки. Носки подбирали в тон галстуку или рубашке. Туфли из красной кожи имели пряжки и толстую «манную» подошву. Такое название она получила от того, что делалась из микропористой резины белого цвета.
Облик стиляги дополняли  узкие усики и, по возможности, темные очки. Головных уборов и украшений стиляги не носили.
Они называли себя «чуваками» (одно из толкований – «ЧУВАК – человек, уважающий высокую американскую культуру»). Среди курских чуваков были выходцы из разных социальных слоев и даже партийной верхушки, например, сын секретаря обкома ВКП(б) Олег Ефремов («Фрем»). Одним из признаков «чувака» был начесанный и набриолиненный кок на лбу.
Подругу-поклонницу «чувака» называли «чувиха». Она носила облегающие кофточки, длинные юбки  и туфли-лодочки на шпильках,  в ушах – крупные пластмассовые клипсы, а на шее – бархотка в тон кофточке. Голову «чувихи» украшал высокий пучок.
Своеобразным вызовом общественной морали были и особые «стильные» танцы,  вариации  популярных на Западе буги-вуги и рок-н-ролла. Они сильно отличались от любимых большинством советской молодежи вальса-бостона, польки-бабочки, краковяка и падеспани, а их исполнители вызывали у многих неприятие и агрессию. Курские «чуваки» не ходили на танцы в Первомайский парк,  где играл духовой оркестр, который они презрительно называли «паровым». Они обычно танцевали под пластинки на вечеринках в Доме учителя (бывший банк Филипцева на Полугоре) или на квартирах.
Впрочем, необходимо отметить, что подавляющее большинство курян относилось к немногочисленным курским стилягам резко отрицательно. Окружающие их презирали, сверстники били (поэтому стиляги обычно носили с собой кастеты), а милиция и дружинники при задержании распарывали штаны и выстригали волосы.
В начале 1960-х на смену стилягам пришли битники и хиппи. Но это, как говорится, совсем другая история.
Андрей ШПИЛЕВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...