Урожай по осени считают
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Урожай по осени считают


Приглашение в Воронеж  на пресс-конференцию, посвященную проблемам развития сельского хозяйства, в редакции «ГИ» в первый момент вызвало легкое недоумение.    
Газета городская, пишет для жителей областного центра, которые в большинстве своем далеки от тем, волнующих аграриев.  Нашим читателям интереснее было бы узнать, почему весной выросли цены на продукты и какие сюрпризы готовит предстоящая осень. А вопросы-то взаимосвязанные, подумали мы и направили корреспондента в командировку в соседнюю область.
Настроение важно!
В Воронеже журналистам из регионов Центрального Черноземья был представлен третий ежегодный индекс развития сельхозтоваропроизводителей России. Этот показатель отражает оценку условий хозяйствования и степень  оптимизма аграриев при планировании на перспективу. Индекс определен на основе опроса Всероссийского центра исследования общественного мнения, которым были охвачены руководители 100 ведущих агрофирм и фермерских хозяйств, занимающиеся растениеводством в 20 регионах страны.
Социологическое исследование показало, что российское сельское хозяйство из стадии роста перешло в стабилизационную фазу. Результаты 2017 года респонденты оценили ниже 2016-го, самого удачного для аграриев за последние пять лет.
– Гиперуспешный 2016 год с максимальным уровнем рентабельности сельского хозяйства повторится нескоро, – предупредил собравшихся  заместитель главы представительства компании «Сингента» в РФ и СНГ по корпоративным вопросам Андрей Рогов. – Тогда  совпало сразу несколько факторов: рекордный урожай зерновых, высокие мировые цены на фоне девальвации рубля и контрсанкции.  В следующем, 2017-м, «расположение планет» над аграрном сектором изменилось: прошлогодний колоссальный урожай «придавил» цены,  и, как следствие, маржа сельхозтоваропроизводителей упала до уровня 2015 года.  На что это повлияло?
Весной 2018-го доля хозяйств, планировавших расширить посевные площади,   снизилась по сравнению с прошлым годом с 27% до 24%. Если в 2017-м надежды на увеличение дохода озвучили 86% опрошенных, то в текущем сезоне – 67%. Повысить отпускную цену на зерно год назад рассчитывали 58% аграриев, в 2018-м таковых осталось 48%. То есть оптимизм на аграрном рынке России снижается.
Согласно исследованию, в текущем сезоне впервые за три последних года возросла доступность кредитов сельхозтоваропроизводителям. Если в 2016 и 2017 годах 71% респондентов  пользовались кредитами, то в 2018-м  – 76% хозяйств. Однако эта тенденция  говорит  не столько об улучшении условий кредитования, сколько о нехватке собственных оборотных средств у хозяйств и возросшей потребности в заемных.
Начало 2018 года ознаменовалось серьезным падением спроса на комбайны, тракторы и другие сельскохозяйственные машины, отечественные или отечественной сборки. Отчасти снижение инвестиционной активности в текущем сезоне можно связать с тем, что аграрии успели оснаститься за предыдущую пару лет, и сейчас, ожидая снижения прибыли, не спешат заказывать новую технику.
– Очевидно, что период бурного роста аграрного сектора достиг пика, –  подчеркнул генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. – Сельское хозяйство переходит на новую стадию, в которой конкурентоспособность и снижение издержек становятся определяющими факторами. Известно, что экономия экономии – рознь. Российские аграрии научились эффективно распоряжаться деньгами, и даже в нынешних условиях существенная часть компаний продолжает наращивать инвестиции, в том числе  в инновационные системы защиты растений, высокопродуктивные гибриды, удобрения.
Уровень проникновения тех или иных технологий в российское сельское хозяйство пока не столь высок по сравнению с Канадой, США, Австралией и странами Европы. Но положение меняется: на аграрном рынке нашей страны появилась масса новых технологий и идей. Многие из них еще сырые, требуют доработки. Однако стоит надеяться, что здоровая конкуренция иностранных и отечественных поставщиков технологий отсеет псевдоинновации и выведет сельское хозяйство России в элиту аграрных стран мира.

Одно из лучших
Переходя от общего к частному, организаторы предоставили слово Ивану Савченко, директору агрофирмы «Павловская нива», занимающей 34-е место в рейтинге лучших сельхозпредприятий России. Созданное в 2002 году хозяйство стабильно развивается без каких-либо внешних вливаний. И это – на юге Воронежской области, в условиях засушливого климата.
По мнению Савченко, секрет успеха заключается в том, что с первого дня руководство агрофирмы сделало ставку на новые технологии и команду высококлассных специалистов, работающую под лозунгом «Больше мозгов на гектар пашни». Никакая новейшая техника, никакие цифровые технологии не обеспечат высокого урожая, если агроном не владеет профессиональными навыками. Первое, что нужно сельскому хозяйству,  – научиться правильно кормить и защищать, иным словом – «холить» растения.
Иван Тихонович считает, что здесь в России много резервов. Доля хозяйств, которым в первую очередь требуется грамотная агрономия, велика.
К Савченко  часто приезжают за опытом иностранные фермеры, а его сотрудники   регулярно повышают квалификацию за рубежом. В отличие от Европы, в России распространены крупные коллективные хозяйства. Как ни странно, это сыграло злую шутку для развития отрасли. Один человек не может быть специалистом во всех сферах, и западные фермеры изначально ориентированы на внешний консалтинг. Уровень зарубежных консультантов очень высок, земледельцы свято им верят. Вернувшись из Германии, павловский агроном рассказывал: дедушка-фермер убрал поля, сидит и сосредоточенно листает журнал.  «Что вы смотрите?» – спрашиваю его.  «Сосед получил урожай 85 ц с га, а я 80. Вот ищу, что же я неправильно сделал». А в России во всем винят засуху, дождь, но только не себя.
– Агрофирма по результатам деятельности полностью соответствует среднероссийским отраслевым тенденциям, – подчеркнул Иван Тихонович. – Снижение рентабельности не обошло стороной и нас. К элитарным структурам агрофирма не относится, административным ресурсом не пользуется. Два года назад  мы заработали 364 млн чистой прибыли, за счет которых приобрели три хозяйства Воронежской области, нарастив  земельный банк с 25 до 50 тысяч гектаров. Это обычная практика агрофирмы  – собственные средства направлять в капитальные вложения, а на текущие нужды использовать краткосрочные кредиты.
В 2017 году успешное хозяйство попало в финансовую «ловушку»: несмотря на великолепную кредитную историю, не смогло взять ни рубля льготного кредита, кроме того, упали цены на новый урожай. В 2018-м региональные власти несколько поправили ситуацию, и агрофирма получила ровно половину необходимых заемных средств.
– Катастрофы не произошло, – резюмирует Иван Тихонович. –  Но не имея кредитных ресурсов по вменяемой ставке, мы не смогли обновить материально-техническую базу присоединенных хозяйств и допустили задержку в развитии.
Савченко убежден, что 50 гектаров пашни – оптимальный размер для земледелия. В отличие от гигантов-холдингов среднему по величине хозяйству легче применить индивидуальную агротехнологию на каждом поле. Преимущество холдингов в одном – за счет больших объемов закупок они приобретают внешние ресурсы по минимальным ценам. Чтобы снивелировать разницу и догнать «великанов», средним и мелким хозяйствам нужно объединиться хотя бы в закупках семян и удобрений.
Гордость предприятия – научные и селекционные разработки. С 2013 года агрофирма осваивает систему нулевой обработки  почвы, то есть сев зерновых без пахоты. Ежегодно закладывает сотни сортообразцов демонстрационных посевов различных культур, проводит  опыты по питанию и защите растений. Выращивает семена кукурузы, гороха, сои и других культур для отечественных и иностранных партнеров.
Самым дешевым и первостепенным способом повышения урожайности воронежский аграрий считает развитие селекции, семеноводства и наведение элементарного порядка на рынке семян. Бич нынешнего дня –  лжесеменоводство. Многие псевдоселекционеры зарабатывают тем, что приобретают товарную продукцию (горох, пшеницу, ячмень), подрабатывают ее, затаривают, покупают сертификаты и продают фальсификат как элитные семена. Не неся никаких затрат на закупку или выращивание высоких репродукций, они отнимают «хлеб» у добросовестных семеноводов и снижают урожайность хозяйствам-покупателям.
На пресс-конференции были названы и другие тормоза в развитии сельского хозяйства, например, дефицит удобрений на внутреннем рынке при огромном объеме их беспошлинного экспорта, дороговизна горючего, которое сельхозтоваропроизводители покупают по более высоким ценам, чем население на автозаправках. Был отмечен и положительный опыт государственного регулирования отрасли, в результате которого сельхозтоваропроизводители получили возможность самостоятельно, без участия закупщиков,  продавать зерновые зарубежным странам и, как следствие, получать больший доход.
Решение узловых проблем и расширение экспортного потенциала земледельцев в текущем году должны стать отправной точкой для развития отечественного сельского хозяйства. От того, сложится успешное взаимодействие власти и аграриев или нет, будет зависеть, станет ли отрасль полноценным источником доходов бюджета или вновь скатится в болото стагнации.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...