Газета «Городские Известия» № 4204 от 14 августа 2018

Каменный мост и его собратья

Мостов в Курске было много. Недаром императрица Екатерина II, любуясь панорамой древнего города, сравнивала его с Венецией. Мелкий Кур прорезал старинные кварталы, полноводная Тускарь с востока и юга плавной дугой омывала исторический центр, протоки Кривец и Ровец причудливо расчерчивали Стрелецкую, а опять же Тускарь и Ровец, впадая в близкий к городу судоходный Сейм, образовали даже небольшую Очаковскую слободу («очак» по-древнерусски – остров). Окрестности города омывали речушки Моква, Обметь и Курица, впадающие в Сейм и Тускарь.

Старинная книга, изданная в XIX веке, донесла до нас такие строки: «Курск разделяется рекой Тускарью и речкой Куром на четыре части: 1) называемая Городскою; 2) Закурною; 3) составляет слободу Стрелецкую; 4) слободу Пушкарную и Казачью, которые все части соединяются через реки сделанными на сваях мостами».
Самым старым считался узкий деревянный мост Белгородской дороги, перекинутый через Кур примерно в том месте, где теперь располагается Центральный рынок. Позже его заменили широким сводчатым мостом, сооруженным из больших каменных глыб, и назвали Каменным. Этот мост имел особый деревянный затвор, задерживавший воды Кура и образовывавший пруд. Для пропуска  вод он поднимался на железных цепях. Во время известного наводнения в 1871 году затвор вышел из строя, и в ночь на 13 июня на Херсонской улице между нынешними Добролюбова и Сосновской можно было плавать на лодках. Были человеческие жертвы...
Справедливости ради отметим, что Каменный мост успешно служит городу и сегодня – под землей; это самый старый «работающий» мост не только в Курске, но и во всей области.
На юго-западной окраине, в одной версте за Херсонскими воротами, через ложбину был переброшен Чертов мост. Теперь только в пору сильного ливня, когда потоки дождевой воды заливают улицу Энгельса у транспортной развязки возле гипермаркета «Линия», можно обнаружить это место. Вот как о нем написал курский историк и краевед Анатолий Танков: «...Вскоре я перешел крошечный, так называемый Чертов мост, через пересыхающий летом ручей. Замечательно, что свое имя этот мост получил не от «духа мрака и злобы», а от слова «черта»: здесь когда-то пролегала городская черта, которая и дала мосту своеобразное название».
Кроме Каменного, на Куре было еще несколько мостов. Самый южный из них, расположенный у здания бывшего крупозавода на нынешней улице Сонина, назывался сначала по имени улицы – Мурановским, а перед революцией – по фамилии владельца рядом стоявшей мельницы: Дерюгинским. Между ним и Каменным в начале нынешней улицы Красной Армии, у городского железнодорожного вокзала, был еще один деревянный мост Богдановский.
Выше Каменного, вблизи несохранившегося Покровского храма, пролегал деревянный Покровский мост. Улица Солдатская, переименованная в XX веке в Суворовскую, в своей нижней части упиралась в узкий Самаринский мост, переброшенный через Кур.
Город рос, расширялись его границы. Деревянный Бурнашевский мост на нынешней площади Добролюбова за свою историю многократно перестраивался, пока в послевоенные годы на его месте не был построен бетонный. С начала XX века горожане стали называть этот мост Барнышевским. Вблизи него на улице Раздельной (теперь улица Малых) был Коробковский мост.
Вот так от хилого мостика через Кур на Белгородской дороге, вечно облепленного нищими с деревянными чашками для милостыни, и пошло «курское мостостроение».
В XIX веке в связи с прокладкой железной дороги в сторону Киева на Сейме построили крупный металлический мост, прозванный в народе Киевским. Когда же в 1878 году проложили железнодорожную ветку к городской станции Курск-II, строители возвели сразу три моста – через протоки Кривец и Ровец, а также через Тускарь. Эти мосты существуют и поныне и носят название своих протоков и реки. Рядом с Кривецким мостом в шестидесятые годы соорудили большой бетонный мост объездной дороги через Стрелецкую слободу.
Если на Куре «висело» много других мостов и лав (подвесной или временный деревянный пешеходный мост), то на Тускари их было не меньше.  В северной части города через нее был переброшен большой Ямской (его еще называли «Арочный»). Он находился там, где ныне расположен Кировский, соединяющий улицы Перекальского и Интернациональную. Тогда Ямской мост связывал город со слободой и железнодорожным вокзалом Курск-1. Деревянный, на каменных быках мост требовал от земства постоянного внимания и частых ремонтов. Другое его название у курян было «Тускарный». Деревянный Кировский мост был взорван в ноябре 1941 года отступавшими частями Красной армии еще до отхода последних отрядов, оборонявших Курск, поэтому многим защитникам города пришлось вплавь перебираться в холодной воде. Оккупанты мост восстановили, а при отступлении в 1943 году подорвали. Саперные части Советской армии подняли его из руин в феврале того же года. В ноябре 1955-го вместо него и рядом с ним построили новый железобетонный. В 2011 году рядом с Кировским мостом был сооружен параллельный мост...
Раньше  чуть ниже по течению Кировского моста находился довольно обширный остров, через который горожане перекинули пешеходно-гужевой мостик. Но остров уничтожили к 1955 году в момент строительства нового моста.
В XIX веке в конце улицы Веселой  через Тускарь перекинули Звонский мост – по имени соседствующего Звонского рва. Церковный мост располагался недалеко от нынешнего Первомайского парка, напротив Николаевской церкви в Стрелецкой слободе. В связи со строительством в конце Первышевской улицы (ныне Уфимцева) на берегу Тускари большого пиво-медоваренного завода, возник еще один мост – Вильмовский (по фамилии владельца завода Людвига Вильма). Через Тускарь было также переброшено несколько легких пешеходных мостков.
В свое время, до реконструкции Курска по планировке 1782 года, на Красной площади (которую тогда величали проще – Торг) стояла Пятницкая церковь, от которой можно было спуститься (по вектору нынешней улицы Марата) к мосту через Тускарь, что стоял на весте более позднего Церковного и назывался тогда Пятницким.
Первый мост через Сейм (в том месте, где ныне начинается проспект Кулакова) был сделан плавучим. Постоянный деревянный мост на этом месте начали возводить в 1901 году и окончили его весной 1902-го. А раньше там была паромная переправа. В 1928 году туда пришли сотни строителей, чтобы соорудить большой металлический мост. Во время Великой Отечественной войны мост был разрушен и восстановлен лишь в феврале 1947-го. Позже через Сейм перекинули три моста...

По материалам  Владимира СТЕПАНОВА.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * 2272d49fe5b0bdbe95be783ff4ac7b39

Действие

Последние новости Курск

22/03/2019 В Курске 18-летний парень украл у соседей бытовую технику
По информации УМВД области, 18-летний курянин из Большесолдатского района вломился в дом пострадавших соседей, когда их не было дома.

22/03/2019 В Курске сообщили о новой яме на дороге на Дружиниской улице
О потенциальном месте для аварии в соцсетях сообщила одна из курянок.

22/03/2019 В Курске открывают детский сад на проспекте Дериглазова
Уже 25 марта на проспекте Дериглазова в Курске откроется новый детский сад №19.

22/03/2019 В центре Курска перекроют движение 26 марта
В связи с учениями будет перекрыто движение на нескольких улицах Курска 26 марта.

22/03/2019 В Курске вручили премии за вклад в развитие культуры города
Сегодня в Курске вручили премии за вклад в развитие культуры города.

22/03/2019 В Курске снизились цены на топливо
Об этом сообщили в Курском УФАС

22/03/2019 В Курск приходят похолодание и снег
Об этом сообщают синоптики

22/03/2019 Жители Курска обратились к врио губернатора с просьбой спасти от нечистот Крутой лог
Своеобразную петицию опубликовали жители Курска в социальной сети ВКонтакте

21/03/2019 В Курской области мотоциклист врезался в «Ладу». Есть пострадавшие
ДТП случилось сегодня, 21 марта.

21/03/2019 В Курске пьяный молодой водитель хотел откупиться от сотрудника ДПС взяткой
19-летний курянин попался не только на пьяной езде, но и на попытке дать взятку сотруднику при исполнении.

Яндекс.Метрика