Городские улицы: задумки и их исполнение...
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Главная структура транспортных коммуникаций сегодняшнего Курска  была заложена давно – в 1782 году, когда утверждался первый генплан развития нашего города. Этот документ, как никакой из последующих, предполагал весьма основательное изменение планировочного облика города. При этом нельзя было отказаться от реализации тех или иных положений проекта. «Быть по сему» – гласила виза Екатерины II, которую она собственноручно наложила на новое планировочное решение Курска.    
Теперь уже трудно вынести вердикт, был ли генплан Курска 1782 года оптимальным. Действительно, в нем имелись просчеты и недоработки с точки зрения развития города в ближайшие столетия. Но ведь проект верстался в столице без особой оглядки на реальные условия Курска, холмистого и овражистого не в меру.
Отголоском первого генплана является и тот факт, что обе улицы, параллельные центральной Московской (Ленина), – Фроловская (Радищева) и Сергиевская (Горького) – были заложены тупиковыми. Уже тогда получилось, что по главному городскому холму пролегала всего лишь одна полноценная транспортная магистраль. С 1934 года, когда Курску вернули статус областного центра, архитекторы задумались над решением, понимая, что провинциальная транспортная идиллия продлится недолго и рано или поздно растущая с каждым годом армия автомобилистов заставит с собой считаться.
Еще до войны начались работы по соединению улицы Фроловской – Радищева с соосной ей Мясницкой. Предполагалось создать единую транспортную магистраль, сравнимую по пропускной способности с центральной улицей. Как раз с этой целью снесли два храма: Николаевский (там, где улица Радищева впадает в улицу Дзержинского), и Флоровский (на углу Радищева и Марата). Мало того, было разработано несколько проектов, согласно которым улица Радищева на уровне с улицей Урицкого не уходила вниз, как сегодня, а по транспортной эстакаде шла горизонтально (над  Дзержинского) с выходом (через развязочное решение) к Верхней Набережной (Сонина)... После войны удалось завершить работы по созданию единой улицы Радищева. А вот о транспортной эстакаде через улицу Дзержинского пришлось забыть – территорию городского акрополя присмотрели для строительства электроаппаратного завода.
После войны Курск вошел в число 15 городов СССР, наиболее пострадавших во время военных действий. Для его восстановления была выделена солидная сумма. В частности, решили расширить проезжую часть центральной улицы, для чего запланировали долговременные работы по сносу зданий на ее западной (четной) стороне. Но, как говорится, «лучшее – враг хорошего». Решили часть автопотока со стороны Красной площади к мединституту спустить под землю. Для этого предусмотрели на четной стороне улицы Ленина широкий тротуар, под которым собирались (без лишней спешки и несильно кому-либо мешая)  соорудить подземную транспортную коммуникацию. Широкий тротуар возник, но на этом дело затормозилось. В итоге пропускная способность улицы, хоть и увеличилась, но ненамного. А ведь получись тогда – проблемы автомобильного потока были бы отчасти решены.

Одно из развязочных решений, призванных разгрузить улицы Ленина и Радищева, – это транспортная эстакада через пойму Кура от улиц Димитрова и Ватутина к улице Сороковой (Бойцов 9-й дивизии). Уже был готов инженерный проект, значительно расширили часть улицы Ватутина, соорудили отсыпку, откуда должна была начинаться транспортная эстакада. И все. Работы затормозились, когда в области и в городе поменялись персоналии власти.
Улица Сергиевская (в будущем – часть улицы Горького) в свое время была гораздо короче нынешней и заканчивалась сразу за Сергиево-Казанским собором. Позже ее продлили на север, до огромного оврага-распадка, который в те времена называли Дружининка.
Уже в наши времена улицу Горького тоже пытались планово расширить, сместив красную линию ее западной стороны. Но особого смысла это не имело. Во первых, расширение происходило неравномерно,  во вторых, улица была и осталась тупиковой с обеих сторон (с одной – улицей Мирной, с другой – Первомайским парком). Надо сказать, что в довоенные времена рассматривалось несколько проектов, согласно которым Первомайский парк предлагалось застроить, оставив несколько зеленых зон. А улицу Верхнюю Набережную (Сонина) соединить с улицей Горького через территорию бывшего парка.
Но это была только часть решения... Уже в начале 2000-х появился проект строительства жилого микрорайона по кромке того самого оврага (Дружининка). Проект предусматривал продление улицы Горького в обход распадка восточнее Мирного проезда. Реализация этой части проекта представляла особый интерес, поскольку дорога давала этому жилому микрорайону совсем другие перспективы. Дома построили, а про дорогу (продолжение улицы) очень быстро забыли.

Еще один объект в структуре транспортных коммуникаций Курска, который хотелось бы вспомнить, – это площадь Добролюбова. В середине 30-х даже проводился конкурс среди архитекторов на лучшее предложение по обустройству площади. Победило предложение, где предлагалось вместо шумного рынка устроить здесь музейный городок, набережную, выполненную в старинном стиле... Реализовать эту задумку не позволила война. А после нее вернулась довоенная (а точнее – дореволюционная) Барнышевка: толкучка, торговля стройматериалами, мелкие магазинчики.
Н есколько генпланов послевоенных десятилетий включали в себя интересный пункт –  сооружение комплекса спорта и отдыха непосредственно на русле Кура. Предполагалось улицу Коммунистическую превратить в автомобильно-пешеходную магистраль, продлив на правом склоне поймы Кура. Комплекс должен был включать бассейны, стадионы, спортивные площадки. До сих пор в курском Доме архитекторов хранятся два прекрасных макета, по которым можно судить о красоте и целесообразности этой задумки.
Нельзя не вспомнить и о печальной судьбе Полугоры – той части улицы Дзержинского, которая спускается от Красной площади. Чего только не собирались строить на ее правой стороне, после того как в середине 70-х снесли домики, спускавшиеся каскадом в сторону нынешней площади перед цирком: городок театра кукол, несколько 9-этажных жилых домов, каскадный парк, автостоянку, здания для краеведческого музея и картинной галереи... К слову, величина уклона этого участка улицы не позволяет устраивать подземный переход или остановку общественного транспорта. То есть пешеходно-транспортная доступность этой площадки под вопросом. Да и тот факт, что возведенные здесь здания перекроют в широком секторе Знаменский собор – архитектурную и духовную доминанту Курска – многих курян не устраивает.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...