Газета «Городские Известия» № 4268 от 15 января 2019

Набережная в Курске: история вопроса

Первые публикации о том, что неплохо бы в Курске обустроить набережную, можно встретить в газетах первой половины XIX века. Надо полагать, после удачного строительства на Куре Каменного моста. И речь в этих заметках шла как раз о Барнышевке (ныне площадь Добролюбова). Должно быть, по той причине, что это единственное место, где Тускарь легкодоступна (в черте города) и соседствует с активно используемыми горожанами площадями.

Стоит отметить, что в начале XX века Тускарь была гораздо шире и полноводнее нынешней, в том числе в районе Барнышевки. Причин этому несколько. В первую очередь сказывался тот факт, что плотина Градской мельницы (ниже по течению) изрядно поднимала уровень реки. Наличие мельницы Клейнмихеля на Сейме (напротив обустроенного позже завода «Спецэлеватормельмаш») тоже отражалось на полноводности Тускари. Кроме того, лишь в 1920 году Кривец стихийно соединился с Сеймом, и туда начала уходить изрядная часть воды из основной городской реки. Это стало особенно заметно, когда в процессе строительства ТЭС (середина 30-х годов) в районе Нижней Набережной и технологической дороги по берегу сузилось и заилилось русло ниже по течению. После этого (по сей день) основная артерия стока – Кривец.

Среди нынешних скептических мыслей по поводу строительства набережной (а таковые имеются) одна встречается в СМИ чаще других: нужно сначала основательно поработать над руслом реки, а уж потом... Но как бы ни углубляли русло Тускари, как бы его ни чистили (в том числе напротив Барнышевки-Добролюбова), уровень воды, понятное дело, не поднимется. Для этого нужна небольшая плотина ниже по течению. Но это в отдельных точках изменившейся береговой линии неизбежно вызвало бы проблемы хозяйственно-бытового толка. Опять же, во время паводков вода время от времени затапливала бы окрестности. Достаточно вспомнить наводнение 1970 года, когда без всякой поднимающей плотины вода дошла до уровня нынешнего трамвайного пути.
К слову, в 90-е годы прошлого века существовал проект, в рамках которого предусматривалось перегородить Кривец рядом с его началом неподалеку от Боевки. Такое решение подняло бы уровень Тускари в целом, а стало быть и в районе площади Добролюбова. Кстати, сама по себе эта идея не нова: в XIX веке собирались искусственно соединить Кривец (в то время еще тупиковую заводь) с Сеймом, а чуть ниже (на Сейме) поставить плотину. Вода, поднявшись в большой реке, запитала бы и малую.
Зато русло в районе Барнышевки реально можно расширить – хотя бы локально, в виде заводи, позаботившись при этом о внешнем виде левого берега.

Трудно сказать однозначно, что представляла собой Барнышевка в XVI-XVII веках, но в конце XVIII и в XIX она использовалась как рыночная площадь. В этом качестве она тем более стала востребованной, когда в конце 70-х годов позапрошлого века от вокзала Курск-Ямская построили железнодорожную ветку непосредственно в город. Новый вокзал (Курск-Ветка) соседствовал с Барнышевкой вплотную.
Можно копнуть и глубже. Скажем, одно время (в XIX веке) среди историков бытовало мнение, что Курск первоначальный зародился где-то на холме окрест нынешнего места расположения Нижне-Троицкого храма, а вовсе не на месте официального акрополя. И доводы этих ученых звучали достаточно убедительно. То есть, если не отмахиваться от данной гипотезы, Барнышевка – один из столпов нашего древнего города. В свое время по улице Авраамовской (Добролюбова) начиналась основная дорога от Курска на юг, отсюда и ее более раннее название – Старооскольская. Мост (и ряд его предшественников), что соединяет здесь берега Тускари, – старейший в Курске. Надо полагать, что именно здесь курские ратники переходили через реку в 1185 году, чтобы двигаться в сторону реки Оскол для соединения с войсками других участников знаменитого похода князя Игоря на половцев.

К давней идее устройства набережной вдоль речной кромки Барнышевки куряне вернулись лишь в середине 30-х годов прошлого века – вместе с задумкой основательно реконструировать площадь в целом. Существовал архитектурный проект устройства там Музейного городка с набережной на левом берегу реки. Помешала война.
Отношение курян к площади Добролюбова в послевоенные годы трудно назвать уважительным. Шумная толкучка, приезжие зверинцы,  цирки-шапито... Несколько позже – бензозаправка, малопрезентабельные магазины стройматериалов, склады. Все это уже тогда ассоциировалось с окраиной города, а не с исторически насыщенной площадкой в самом его центре.
Однако первый генплан Курска (1946-1947 годов) тоже предусматривал коренное изменение Барнышевской (Добролюбова) площади, и эта задумка во многом продолжала довоенную идею Музейного городка. В первые послевоенные годы воплотить ее не удалось – акцент делался тогда на главные улицы города. А вот в многочисленных последующих генпланах про Барнышевку просто забыли. Даже на уровне «веселых картинок» городские архитекторы и художники про эту площадку не вспоминали. Поэтому задумку (и исполнение) господина Лифинцева можно воспринимать как подарок городу в нужное время и в нужном месте.

О предстоящем устройстве этой набережной в городских СМИ писали много, поэтому не станем повторять здесь архитектурно-художественные детали замысла. Однако на некоторых из них остановимся (подчеркнем – доброжелательно) с полным пониманием того обстоятельства, что воплощение может обойтись недешево. Скажем, хорошо бы обустроить и левый берег – в варианте расширенной заводи. Впрочем, небольшая ширина реки вовсе не препятствие при оформлении набережной. Даже на ручье можно создать нечто очень интересное. И вовсе не обязательно гнаться за классикой в железобетонно-мраморном формате. Выкладка из каменных валунов и гальки, декоративные растения – в России множество прекрасных примеров, которые можно представить на рассмотрение.
На парапете набережной изгородь проектом предусмотрена, но желательно, чтобы она была ажурно-чугунной и не заслоняла вид на неширокую речку. Чугунные или кованые фонари, в том же стиле лавочки, выкладки из натуральных камней разного размера и гальки, горбатые пешеходные мостики с одного берега на другой, ротонда на берегу – чугунная или мраморная... И, конечно же, вечерняя и ночная подсветка.
В самый раз вспомнить, что 1 мая 1939 года (80 лет назад) по рекам Тускарь и Сейм от старого кожзавода до урочища Солянка начали курсировать речные трамвайчики, быстро ставшие очень популярными среди курян. Чтобы вернуться к этой затее, нужно  основательно поработать над руслом Тускари от набережной и ниже. Согласитесь, тогда речка, а с ней и набережная приобрели бы совершенно новый смысл.
И еще. «ГИ» недавно сообщили, что у одного из курян есть в собственности речной военный катер с конкретной боевой биографией. Судно это (вполне ухоженное) стоит возле частного дома владельца, и про него мало кто из горожан знает. Сейчас ведутся разговоры о том, чтобы установить его в ряду боевой техники на проспекте Победы. Но как вариант: почему бы не поставить его «на рейде» рядом с новой набережной? Он, несомненно, стал бы не просто украшением этого места, но и логически вписался бы в замысел.
Чтобы подчеркнуть возраст города, на набережной был бы очень уместен бюст генерал-майора Степана Бурнашева, первого гражданского губернатора Курска, полководца, дипломата, писателя. Немаловажен тот факт, что   его имя сохранилось в памяти курян и дошло до нас не только в исторических документах, но и в народном названии площади. И коль уж задумка Олега Лифинцева с набережной будет доведена до логического завершения, в самый бы раз присвоить ей соответствующее название – Бурнашевская. Это, несомненно, изменило бы духовную и историческую суть места и придало новый смысл и стимул замыслам, с ним связанным.
Скажем, в Ростове-на-Дону на набережной красуются сразу несколько бронзовых героев из произведений Михаила Шолохова и он сам. Там же – памятники адмиралу Федору Ушакову, Максиму Горькому, Степану Разину. А в Самаре – великолепно исполненный памятник бурлакам и товарищу Сухову из фильма «Белое солнце пустыни». Помните, в кино он говорил: «Вот доберусь до Волги, а там и до Самары недалеко...»
Еще один предмет, который, несомненно, привлек бы внимание к набережной, – это часы с боем на невысокой башне. Появится еще одна притягательная грань – свидание под часами. В Курске таких часов практически нет, разве что на здании областной Думы.

Теперь об очень важной стороне дела. Любая набережная во многом хороша видами, которые с нее открываются. С отсутствием таковых можно смириться на любой другой улице или площади, но только не на набережной. Окрест Барнышевки таковые виды имеются. С одной стороны – на холм, на котором возвышается Свято-Троицкий (Нижний) храм, с другой – на городской акрополь. Именно поэтому в проекте Музейного городка середины 30-х годов основная линия набережной обозначена на левом берегу – чтобы горожане отдыхали на лавочках лицом к указанным выше раритетам, а не спиной. Вид со стороны ресторана, несомненно, важен, но он далеко не в приоритете. Представьте: в лучах заходящего солнца на фоне темнеющего неба красуются купол и колокольня Знаменского собора, радуют глаз строгие линии и шпиль бывшего здания мужской гимназии, становится объемной вязь архитектурных деталей здания Свиридовского центра (в недавнем прошлом – Дом офицеров)... Свято-Троицкий храм будет особенно хорош как раз по утрам, при восходе солнца.
К слову, со стороны площади Добролюбова (Барнышевки) Знаменский собор и все, что рядом, смотрится гораздо лучше (величественнее, монументальнее), чем с Красной площади. Русские храмы (а особенно колокольни) устроены так, что их нужно лицезреть как бы снизу. А начало Красной площади как раз выше нулевой отметки собора аж на 8 метров – высота трехэтажного дома.

Думается, воспринимать нынешнюю задумку набережной как окончательную нельзя. Судя по всему, многое в этом замысле может измениться. Несомненно одно: Олег Лифинцев даже на уровне инициативы делает нужное дело! И участие муниципального и регионального бюджетов здесь было бы вполне уместным. То есть дело, которое начал депутат Горсобрания, следует воспринимать не только как частное, но и как общее для Курска и курян. К слову, в России текущего десятилетия есть немало примеров, когда средства на реновацию прибрежных территорий выделялись из федерального бюджета в рамках целевых программ (как, например, в Пскове) или по ходу подготовки к крупным международным событиям. Так, набережная Сочи была обновлена к зимней Олимпиаде, а береговая зона Владивостока – к саммиту стран АТЭС 2012 года. Кто-то наверняка иронически хмыкнет: «Эк, сравнил!». Но разве грядущее 1000-летие древнего города это не повод? Проси (убеждай, доказывай, ищи сторонников), и воздастся тебе. А с тобой и остальным курянам!

Автор: Виктор КРЮКОВ

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * 51cc9bb7a10afc9051bce9ca5712491e

Действие

Последние новости Курск

23/04/2019 В Курске сгорела иномарка
Пожар случился в Курске на Суворовской улице.

23/04/2019 В Курске вводит режим повышенной готовности
С 30 апреля повышенная готовность вводится на территории области.

23/04/2019 В Курске мужчина украл у знакомого велосипед, чтобы купить спиртное
Раньше мужчина брал велосипед покататься, но в последний раз заприметил, где он хранится, а позже похитил двухколёсного друга.

23/04/2019 В Курске инкассатор украл 7 миллионов и пропал
Подозреваемого 35-летнего мужчину разыскивают правоохранительные органы.

23/04/2019 В Курской усадьбе Афанасия Фета живёт серебристый фазан
Новый питомец музея-усадьбы Афанасия Фета в 1-й Воробьёвке уже радует глаз посетителей.

23/04/2019 В Курске завершается отопительный сезон
Он был продлён с 15 апреля по сегодняшний день из-за наступивших в середине весны холодов.

23/04/2019 В центре Курска на раскопках нашли височное кольцо домонгольского времени
Археологические раскопки проходят в центре Курска на Семёновской улице. Первые находки историки уже сделали.

23/04/2019 В Курске начали асфальтировать улицу Красной Армии
Дорога уже была «заасфальтирована» раньше, но настолько плохо, что подрядчику пришлось переделывать работу.

23/04/2019 В Курске 400 компаний подключили услугу «Видеонаблюдение» от «Ростелекома»
В Курской области растет количество компаний, которым «Ростелеком» предоставил услугу «Видеонаблюдение»: в апреле 2019 года сервисом воспользовался четырёхсотый бизнес-абонент.

22/04/2019 В Курске высадят более 500 тысяч цветов
Все они будут радовать глаза курян на 255 цветниках, которые разобьют в черте города.

Электронная копия
номеров

Подписка на
электронную версию.

Подписка на PDF версию приложения «Деловой курьер»

Оформить подписку
Яндекс.Метрика