Тонометр Короткова
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Тонометр Короткова


145 лет назад родился  Николай Коротков. А что знают куряне об известном сосудистом хирурге, ученом-медике, в честь которого названа горбольница №1? Думаем, немногое. А тем временем любой житель планеты, более или менее часто, в медучреждении или дома пользуется изобретением Николая Сергеевича.    
Николай Коротков ушел из жизни в 1920 году.  Молодой советской власти в неспокойное время Гражданской войны было не до чествования достижений ученых-медиков, особенно сделанных в период самодержавия. И так случилось, что на протяжении многих десятилетий Николай Коротков был неизвестен абсолютному большинству соотечественников. Студенты-медики в учебниках физиологии встречали фамилию ученого как  автора метода измерения артериального давления. На этом информация о нем исчерпывалась.
В 1955 году, спустя полвека с момента научного доклада Николая Сергеевича о своем открытии, начались поиски информации о нем. Факты жизни и деятельности земляка, кратко изложенные в настоящей статье, черпались из исследования президента мемориального общества имени Николая Короткова, профессора Сергея Попова. Благодаря его кропотливой работе в архивах, опросам сына и коллег Николая Короткова, научное наследие курянина стало известно в стране и за рубежом.

Лекарь и ученый
Николай Коротков родился 145 лет назад, 25 февраля 1874 года в Курске – в доме №40 на улице Миленской (ныне Советская) в купеческой семье.
По информации курского краеведа Владимира Степанова, брат Николая Владимир пошел по стопам отца, открыл магазин бакалейных и колониальных товаров в доме Лаврова на улице Херсонской (ныне Красная площадь, 6), обзавелся небольшим мыловаренным заводом. Накануне Октябрьской революции Владимир, как человек активный, общительный, обладающий обширными связями, стал городским головою.
Николай же – умный, кроткий, ответственный – выбрал профессию врача. В 1893 году после окончания курской мужской гимназии поступил на медицинский факультет Харьковского университета. Будучи студентом,   проявил особое рвение в освоении наук, что позволило ему после третьего курса перевестись в престижный Московский университет. В 1898 году Коротков получил заветный диплом «лекаря с отличием» и звание уездного врача, но с Москвой расстаться не спешил. В течение трех лет состоял в должности сверхштатного ординатора хирургической клиники, руководимой профессором А.А. Бобровым. Работая без содержания, получал практические навыки врача и научного сотрудника.
В 1900 году Николай Коротков добровольцем Красного Креста отправился в Китай в расположение действующей русской армии. Работал хирургом и инфекционистом. Русские войска несли большие потери, в полевой лазарет поступало много раненых и больных брюшным тифом. Через месяц с небольшим персонал лазарета вместе с пациентами был переведен в Хабаровск во вновь открывшийся военно-полевой госпиталь. Новых раненых и тифозных больных туда доставляли баржами. Измученные, грязные, с воспаленными ранами – на них тяжело было смотреть.
За самоотверженный труд в качестве военного врача Коротков был удостоен ордена Святой Анны III степени и права ношения знака Красного Креста.
В 1903 году Коротков устраивается в Санкт-Петербурге на должность сверхштатного ординатора Военно-медицинской академии. Вновь на безвозмездной основе оперирует амбулаторных больных, руководит наложением повязок, параллельно готовится к экзаменам на степень доктора медицины и блестяще их сдает.
С началом русско-японской войны Николай Коротков уезжает старшим хирургом отделения Красного Креста в Харбин (Маньчжурия). У многих  солдат, поступавших в госпиталь, ранения были осложнены повреждениями артерий и вен. Аневризмы медицине начала ХХ века уже были известны, но их диагностика и лечение находились в зачаточном состоянии. Если мешочек с кровью, вздувшийся на истонченной стенке сосуда, ошибочно принимали за абсцесс, для раненого это могло закончиться трагически. В большинстве случаев  аневризму лечили простой перевязкой поврежденного участка артерии. Николай Коротков предпочитал хирургическим метод Антиллуса: перевязывал  артерию в двух местах, рассекал ее и удалял аневрический мешок. Судьба больного после такой операции всецело зависела от коллатералей, боковых ветвей кровотока. Если они были недостаточно развиты, в лишенной кровоснабжения конечности начиналась гангрена. Николай Сергеевич стремился найти способ, позволяющий до проведения операции определить, останется цела конечность или потребуется ампутация. В каждом сомнительном случае он прибегал к прослушиванию аневризм. Именно это послужило отправной точкой к будущему открытию.
По возвращении в Санкт-Петербург в 1905 году Коротков приступил к написанию диссертации по сосудистой хирургии. 41 история болезни из 44, приведенных в исследовании, взяты из военного опыта. В ходе экспериментов хирург выслушивал с помощью фонендоскопа перифирические артерии конечностей и обнаружил звуки, которые появлялись и исчезали в строгой зависимости от уровня сдавливания манжетой Рива-Роччи. Этот прибор  применяли с 1896 года для определения пальпаторным способом наличия-отсутствия  пульса и силы кровотока. Чередование звуков при декомпрессии плечевой артерии, впервые описанное Коротковым в 1905 году, позднее стало основой его нового аускультативного метода измерения максимального и минимального артериального давления у человека.
Короткое сообщение (всего 281 слово) о новом способе измерения артериального давления, опубликованное в «Известиях Императорской Военно-медицинской академии» принесло мировую известность его автору.
С этого времени, отмечает Сергей Попов, началось триумфальное распространение метода Короткова по Западной Европе, а в 1939 году объединенный комитет американской кардиологической ассоциации и кардиологического общества Великобритании и Ирландии ввели метод Короткова в качестве стандартного при исследовании кровяного давления. В настоящее время «метод Короткова» вошел в повседневную практику во всем мире. Значение открытия курянина поистине огромно, а имя его – бессмертно.
Дальнейшая судьба ученого сложилась трагически. Он заболел чахоткой, долго лечился в Военно-медицинской академии. Затем  уехал в Сибирь на Витимские рудники, где вел научные исследования. Докторскую диссертацию на тему «Опыт определения силы артериальных коллатералей» защитил в 1910 году.  С 1914-го работал в клиниках Санкт-Петербурга.
Умер Николай Коротков от обострившегося туберкулеза легких 14 марта 1920 года, в возрасте 46 лет. Похоронили ученого на Богословском кладбище Северной столицы. Отыскать его могилу потомкам не удалось. Память об  ученом хранит одна из улиц Санкт-Петербурга, названная в его честь.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...