Музыка в душе
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Музыка в душе


«Только величайшее искусство – музыка – способно коснуться глубин души», – говорил Максим Горький. С этим согласна и преподаватель по классу фортепиано,  заместитель директора ДШИ №4 Галина Пашкова, которая уже 39 лет «настраивает» детские души на восприятие музыки. Недавно Галина Евгеньевна отметила юбилей – это ли не повод встретиться и еще раз поговорить о любимом деле.    
Во времена детства и юности Галины Евгеньевны гаджетов не было. В те годы   популярностью пользовались радиоточки, которые вещали с раннего утра до позднего вечера. Между передачами звучали отрывки из классических произведений Моцарта, Шопена, Брамса, русских композиторов: Чайковского, Шостаковича, Прокофьева.
– Часто транслировали «Эскиз» советского композитора и дирижера Рейнгольда Глиэра – невероятно красивая музыка, – рассказывает Галина Евгеньевна. – Была счастлива, когда спустя много лет нашла ноты этого произведения. Теперь эту  музыку играют мои ученики.
В семье Галины Евгеньевны не было профессиональных музыкантов: мама работала бухгалтером, папа – рабочим. Но отец сам научился играть на гармони, в его репертуаре были популярные в пятидесятые годы частушки, народные песни. А «слышать» и любить музыку научили не только мелодии из радиоприемника, но и неравнодушные, как говорит наша героиня, люди, которые оказались рядом.
– Школьный учитель пения Тамара Анисимовна Ненашева меня прослушала и сделала вывод, который и стал решающим в судьбе, – рассказывает Галина Пашкова.
Приятный детский голос и чистая интонация впечатлили учителя: «Девочке надо учиться в музыкальной школе!». Родители не спорили: купили фортепиано и привели в музыкальную школу. Поступила Галина Пашкова в ДШИ №4, в которую позже и вернулась педагогом. Это было в 1970 году. Конкурс огромный: на фортепианное отделение – 10 человек на место. Девочку приняли в класс к Ольге Ивановне Котельниковой.
– Ольга Ивановна – вторая мама, – делится воспоминаниями Галина Евгеньевна. – Благодаря этому человеку научилась не только любить и понимать музыку, но и заниматься так, как положено музыканту, пусть и начинающему. Ольга Ивановна – строгий и требовательный преподаватель. Ведь развивать музыкальные способности непросто. Они  как росток, который требует заботы, тепла, света…Кстати, Ольга Ивановна до сих пор работает в  школе.
Галина Евгеньевна вспоминает коллег, которые не просто учили играть на инструменте, а воспитывали всесторонне развитых людей: Людмила Григорьевна Савельева, Елена Михайловна Жукова, Лариса Сергеевна Полянская, Елена Фридриховна Никитова, Галина Петровна Дергилева…
– Главные уроки педагогического мастерства начинающие музыканты получают не по методическим книжкам, а на уроках таких мастеров, – уверена Галина Евгеньевна.

Шопен над Невой
Были в жизни Галины Пашковой запоминающиеся встречи. В 1992 году вместе с коллегой отправилась в командировку в Санкт-Петербург на фестиваль для детей «Музыка от А до Я». Организовал его советский композитор Сергей  Баневич, а одним из активных участников был Андрей Петров. Сергей Баневич известен широкой публике благодаря музыке к кинофильмам «Никколо Паганини», «Завещание профессора Доуэля». Андрей Петров написал мелодии к кинофильмам «Человек-Амфибия», «Берегись автомобиля» «А я шагаю по Москве», «Жестокий романс»... В дни фестиваля оба маститых композитора дарили творчество детям города на Неве. Представления, концерты, музыкальные спектакли проходили в самых лучших залах Санкт-Петербурга и в Доме композитора. Оба автора заинтересовались появлением курян на фестивале, поэтому после открытия продолжили общение.
– Говорили много о Курске, о Северной столице, о музыке и о том, какова ее роль в жизни человека, – рассказывает Галина Евгеньевна.

Секрет успеха
Прежде чем погрузиться  в мир музыки, юные дарования проходят вступительные  испытания. Педагоги проверяют музыкальный слух, ритм, память: просят спеть или повторить вслед за преподавателем несложный ритмический рисунок, узнать популярную детскую песенку, промаршировать под музыку. Несложные задания не всем по плечу, потому что сегодня в общеобразовательных школах, детских садах, да и в семьях почти не поют.
Успехи учеников – это то, ради чего работают преподаватели в школе искусств. И это не обязательно победы на конкурсах. Ведь приходят дети не только с хорошими  способностями, но и самые обычные, которые хотят научиться играть для себя.
– Работа с талантливым ребенком – ответственное дело, здесь важно не испортить, не сломать то, что заложено природой, – уточняет преподаватель. – Обыкновенные дети со средними способностями – большая часть учеников. И как будет проходить их дальнейшее развитие, во многом зависит от преподавателей.
Галина Евгеньевна вывела три слагаемых успеха. Первое – способности ребенка, второе – профессионализм и труд педагога, третье – понимающие родители. Благодаря этим трем составляющим «середнячок» – труженик, организованный и целеустремленный, достигает лучших  результатов, чем талантливый,  но ленивый ученик.
Галина Евгеньевна больше рассказывает не о себе, а об учениках. С теплотой и признательностью говорит о тех, с кем было интересно заниматься и общаться. Кто-то уже состоялся как музыкант, например, солистка хоровой капеллы России  имени Александра Юрлова Виктория Гладкова. Другие радовали победами на международных, российских, областных и городских конкурсах: Александра Середина, Георгий Дорофеев, Андрей Паньков, Ульяна Мамаева.
– Такие ребята – наша гордость и подтверждение того, что 90% успеха в любом деле – это труд, – говорит Галина Евгеньевна.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...